ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

с Божеством. Ведь это - то же состояние, говорят теософы, которое пережил апостол Павел в своих высших достижениях, когда он слышал неизреченные слова, которых человеку пересказать нельзя [4]. И многие христиане из нашей интеллигенции идут за этими пропо­ ведниками индусской йоги. * * * Но вот, видя, что это движение широко распространилось, некото­ рые наши пастыри церковные начинают обращать внимание на новые веяния и понимать их значение; они начинают обнаруживать, что вея­ ния эти оказываются враждебными христианству. Они выражают против йогизма и теософии свой протест и указывают на антихристианскую подкладку этих движений. Так, уже в феврале 1914 года состоялась в Петрограде интересная публичная лекция свящ. Чельцова-«Теософия и Христианство». В этой лекции Чельцов старался выяснить истин­ ное отношение теософии к христианской вере... Тогда по поводу этой лекции главари теософского движения заби­ ли тревогу. Оно и понятно, почему лекция эта их так затронула. Ведь теософам уже удалось увлечь многих христиан в свою веру о пере­ воплощении, о божественности человека; лекция же свящ. Чельцова могла поколебать сбитых с толку новых прозелитов, не окрепших еще в учениях йогизма. И вот в органе теософов «Вестник Теософии» была напечатана статья, стремившаяся опровергнуть Чельцова. Эта статья оканчивалась такой характерной тирадой: «Если бы лектор (т. е. свящ. Чельцов) познакомился с теософией, то он бы в ней признал друга религии, а не врага, ибо теософия указывает пути к пробуждению религиозного сознания, а человек, в котором это сознание проснулось, стремится неизбежно исполнить волю Божию» [5]. Таким образом, по этим словам теософского журнала, надо осно­ вательно ознакомиться с теософским учением, чтобы убедиться, что теософия есть друг христианства, а не враг его. Далее мы постараемся, по возможности, прояснить некоторые сто­ роны нового учения и по данным йогистской и теософской литерату­ ры точно определить, являются ли означенные движения согласными с христианством или они ему враждебны. Здесь следует упомянуть, что литература йогов и теософов пред­ ставляет собою материал весьма обширный. Она касается самых раз­ личных религиозных воззрений. В ней говорится о йогической подвижнической тренировке, о перевоплощении, о небесной иерар­ хии, об обожествлении человека, о карме, о природе чудес и пр., и пр. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=