ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

Эти слова очень точно выражают и сущность нравственных требо­ ваний Толстого к религиозной вере. Характерно, однако, что сам Лоды­ женский усматривает сходство религии Толстого с теософией, особенно в понимании природы Божества и его постижении через самопо­ знание и раскрытие «я» в самом человеке. На наш взгляд, такая точка зрения грешит односторонностью. Конечно, в учении Толстого встре­ чаются вполне теософские положения, тем более если рассматривать их в отрыве от общего контекста учения. Например: «...познать Бога можно только в себе. Пока не найдешь его в себе, не найдешь его нигде». Однако, во-первых, наряду с такого рода мыслями о Боге Толстой выска­ зывает и целый ряд чисто «христианских» мыслей (так, он постоянно варьирует мысль о том, что Бог есть любовь)*. А во-вторых, само пони­ мание Бога необходимо рассматривать сквозь призму нравственно-рели­ гиозных исканий Толстого. Ведь у Толстого «познание Бога в себе», т. е. «теософский гносис» отнюдь не ведет к духовному самоутверждению и самообожествлению «я», т. е. к «теософскому этосу». Наоборот, из по­ знания Бога в себе Толстой приходит к этике смирения и самоумаления - к «христианскому этосу»: «Человек, который будет любить Бога в се­ бе, будет любить неизбежно и ближнего своего»**. В этом смысле, согласно классификации Лодыженского, религиоз­ ное учение Толстого скорее можно отнести к типу религий «человеческо­ го творчества - религий различных философских исканий, таких как, например, искания стоиков, неоплатоников и т. д.». Но и здесь необходи­ мо существенное уточнение. Религиозно-философское богоискатель­ ство, характеризующееся, по словам Лодыженского, «инстинктивным стремлением развитого Богоискателя к Высшему началу всего мира, к Свету Божества» вовсе не приводит Толстого к «самообожению», в силу того, что он подчиняет свои философские и теософские установ­ ки этике любви к ближнему. В этом и состоит уникальность его нравст- венно-религиозного опыта, который вполне можно было бы определить как путь «этического христианства». * 0 многообразии толстовского понимания Бога см.: Мелешко Е. Д., Назаров В. Н. 1 олстой: Мысли о Боге // Пульс: Молодежный общественно-политический ежегодник. М. 1990, С. 102-110 ** Там же. С. 108. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=