ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

ных исканий русского духа, вновь приведших к фундаментальному нрав­ ственному противостоянию христианства и теософии. Основная тема религиозной философии Лодыженского - это именно сравнительное сопоставление двух типов мистики, исходящих из разных духовных и нравственных источников. С одной стороны, это христианская мистика, запечатленная в опыте восточнохристианских аскетов, православных святых и старцев, с другой - мистика йоги, вопло­ щенная в аскетической практике индусских подвижников и получив­ шая новый импульс развития в теософском движении. На первый взгляд, между христианским святым и индусским аске­ том немало общего. Но, в сущности, их нравственные установки, их ду­ ховное самосознание в корне противоположны. Если мистический опыт христианского святого питается сознанием человеческой греховности и предполагает глубокое чувство смирения и самоумаления в сниска­ нии благодати Божьей, то приобретение сверхсознания йогом и теосо­ фом строится на чувстве духовного самоутверждения, на стремлении к сверхчеловеческому развитию волевых и психических способностей. . Йог - это как бы «горделивый праведник»; христианский же подвижник - праведник смиренный, сознающий всю меру своего челове­ ческого несовершенства и уповающий не на сверхчеловеческие духов­ ные энергии, а на снискание божественной благодати. В этом различии нравственных ориентаций личности коренится вся глубина расхождения духовных путей человечества. В одну сторону ведет путь человека - «царя природы», уверовавшего в могущество и непогрешимость своего разумного начала. В другую сторону уводит путь человека - «раба Божьего», сознающего свой первородный грех, «духов­ ную нищету» и обретающего смысл жизни в любви к Богу и ближнему. М. В. Лодыженский глубоко уловил живую связь между мистикой и этикой, между высшимдуховнымсамовыражением, единением че- ловека с Абсолютом и его нравственным самоощущением. Опасность теософии и йоги, особенно их массового распространения, он усматривал в укорене­ нии чувства духовной самодостаточности, вырождающейся в обыденной жизни в элементарный культ собственного «я». «Только глубокое смире­ ние, - пишет М. В. Лодыженский, - может искоренить в человеке злую мен­ тальную силу, заключающуюся в самоутверждении и самоуслаждении человека, считающего себя праведником...»"'. * Лодыженский М. В. Свет незримый. 2-е изд. Пг., 1915. С. 13. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=