ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

властно заявившая о себе в последний период его духовных исканий, стоит в центре христианского понимания мистического единения с Богом, прямо противоположного теософской позиции самообожест- вления человека, М. В. Лодыженский словно бы явил миру линию возможной ду­ ховной эволюции Толстого от элементарно-нравственного к духовно­ мистическому пониманию христианства. После смерти Толстого он как бы перенимает у него «эстафету» проповедничества. Уже в 1911 году выходит первый том «Мистической трилогии» - «Сверхсознание», получивший высокую оценку видных религиозных философов: С. П. Бул­ гакова, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, Л. А. Тихомирова. Так, Бер­ дяев отмечает ценность и оригинальность книги Лодыженского уже на основании самой постановки проблемы сравнительного рассмот­ рения мистического опыта восточно-христианской аскетики и индус­ ской йоги*. Тем не менее работы М. В. Лодыженского не были по достоинству оценены в философско-религиозных кругах. Последующие тома трило­ гии вызвали живой отклик прежде всего в официальной православной и богословской среде. Во многом это объясняется логикой творческой эволюции, проделанной Лодыженским в ходе работы над трилогией. От сравнительно-философского, объективного сопоставления христи­ анской и индусской мистики в «Сверхсознании» он все больше пере­ ходит к апологетике христианского мистицизма в «Свете незримом» и «Темной силе». Правда, некоторые религиозные мыслители, такие как Б. Мансу­ ров, И. Новоселов, Л. Тихомиров, отмечали непреходящую ценность духовных проблем, поднятых Лодыженским. «Вероятно, после войны,- писал, например, Л. Тихомиров в письме к Лодыженскому 3 ноября 1915 года, - наряду со стремлениями и заботами экономическими, уси­ лятся еще более стремления мистические. Ваши книги вовремя задума­ ны и совершены»**. Сегодня мы можем с полным основанием говорить о подлинной оригинальности и значимости нравственно-философской темы, разви­ той Лодыженским. Это становится очевидным на фоне новых религиоз* См.: Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 559. ** ГАТО, ф. 113, on. 1. ед. хр. 4, л. 70 (Письма разных лет).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=