ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
собрании в доме Б. Г. Швартц в Петрограде (описание рукописи см. в приложениях). Творческая «загадка» Лодыженского - в том неожиданном, как бы благодатном творческом даре, который обрел в последние годы жизни этот преуспевающий чиновник, дослужившийся до долж ности вице-губернатора, имеющий в своем послужном списке нема ло государственных наград. Трудно было предположить в молодом человеке, окончившем курс наук в Петербургском земледельчес ком институте, удостоенном впоследствии степени кандидата сельско го хозяйства и лесовода, вдохновенного проповедника христианской мистики. Как философ Лодыженский дебютировал почти в 60 лет - случай уникальный. Впрочем, есть в биографии Лодыженского один эпизод, который, возможно, способен пролить свет на его неожиданный духовный по дъем. Это - встреча с Л. Н. Толстым, случившаяся за несколько меся цев до смерти писателя - провозвестника «этического христианства». Об этой встрече упоминает в своих «Дневниках» Толстой (30 июля 1910 г.). Впоследствии в приложении ко 2-му тому трилогии «Свет незримый» Лодыженский подробно опишет свой спор с Толстым о хри стианской мистике и оккультных силах, о духовно-нравственном значе нии христианских подвижников и святых. Известно, что в последние годы жизни Л. Н. Толстой испытывал определенный интерес к мистической литературе, к сочинениям ин дусских мыслителей теософского плана и, по его словам, находил в них «много хорошего, хотя и неясного» (см.: «Дневники», 9 февраля 1908 г.). В этом споре с Толстым М. В. Лодыженский отстаивал пози цию несомненной ценности христианской мистики, опыта христиан ских святых в сравнении с восточным мистицизмом, практикуемым йогой и теософией. По словам Лодыженского, он вызвал у Толстого живой интерес к христианской мистике, запечатленной в таком памятнике духовного подвижничества, как «Добротолюбие», с которым Толстой не был до того времени знаком.* Лодыженский тонко уловил внутреннюю го товность Толстого к приятию православного духовного опыта святости, основанную на нравственной «школе» толстовского смирения, самоби чевания и покаяния. Ведь эта нравственная установка Толстого, столь * Государственный архив Тульской области (ГАТО), ф. 113, on. 1, ед. хр. 9, л. 418. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=