ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

защиты известен. Так, учение о воскрешении Толстой излагал в 80-е годы в беседе с М. М. Троицким, профессором психологии, и другими члена­ ми Московского психологического общества. Среди примечательных следов чтения Толстым «Философии об­ щего дела» встречаются отметки возле мыслей, созвучных устрем­ лениям Толстого. На пути выхода общества из «небратского» состояния главная роль Федоровым отводилась молодежи - «сынам», призванным выполнить долг перед «отцами» —долг воскрешения. Современное ему общество отцов и детей было далеко от идеала. На странице 210 Толстого привлек­ ли следующие строки: «Восстание сынов против отцов делается осно­ вою общественного устройства («щенята во чреве щеницы брехаху», по выражению одного апокрифа), и наша молодежь, сама того не созна­ вая, становится орудием разрушающих общество элементов...». Особенно неравнодушный в это время к судьбе молодого поколения, не раз обра­ щавшийся к нему в своих проповедях (статьи «Любите друг друга», «Верьте себе»), Толстой дважды отчеркивает этот абзац ногтем. На странице 307 Толстой выделяет федоровское сравнение «небрат­ ского» общества с периодом несовершеннолетия, при котором «ссоры и тяжбы являются необходимостью, а эта необходимость вызывает дру­ гую необходимость: тюрем, наказаний...». Эти строки также отчеркнуты вертикальной чертой. Такое состояние общества, когда одни народы, сословия, личности в обществе превознесены, другие низвергнуты, по­ праны, Федоров сравнивает с адом и раем. Толстой, как и Федоров, много размышлявший о путях выхода из «небратства», прекрасно понимал, что «от того, что все будут объявлены равными, братьями, положение сословий и их взаимные чувства не изменятся»,- поэтому эти федоров­ ские строки выделяет в тексте. Характерно, что конец фразы, рисующий перспективу выхода из «небратства» в духе концепции регуляции природы, остается не­ подчеркнутым. Большую роль в «общем деле» Федоров отводил женщине. В связи с этим целый ряд страниц своего труда он посвятил женскому вопросу и проблемам брака, в разные периоды жизни волновавшим и Толстого. Эти страницы хранят множество отметок писателя. Считая, что за рождением обнаруживается последовательное и бес­ конечное вытеснение детьми родителей, фактическое их мгновенное или медленное убийство, Федоров прекрасно понимал, что «воздержание от сочетания и рождения не сохранит жизни». Он выдвигает идею «про­ гресса в целомудрии» - идею брака как союза бессмертного, не разруша­ 113

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=