ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

Остановимся на тех аспектах учения Федорова, которые привлек­ ли внимание Толстого и нашли выражение в пометах писателя на страни­ цах «Философии общего дела». ^ Пометы Толстого напоминают о разногласиях учений двух мыс­ лителей. Основными вопросами разногласий были вопросы о смерти и бессмертии, смысле человеческого существования, причинах «небрат­ ского» состояния мира и путях выхода из него. Так же, как и Толстой, Федоров, озабоченный «ненавистной разде- ленностью мира и проистекающими из нее бедствиями», пытается разо­ браться в причинах «небратского», «неродственного» его состояния. Не случайно, что свой основной труд Федоров назвал «Вопрос о братст­ ве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства»*. Название это, как заметил Толстой, было у Федорова «выворочено из души». Причины «небратского состояния», под которым Федоров понима­ ет «все юридико-экономические отношения, сословность и международ­ ную рознь» [11], он, в отличие от Толстого, видит не в специфике межличностных и социальных отношений, а в торжестве главного зла, разъединяющего людей,- слепого природного закона, основанного на взаимном вытеснении и смерти. В учении «общего дела» высшим злом предстает сам существующий онтологический статус человека и природы, мироздания вообще, которое подвержено закону конечности. Для Федорова «все конкретные формы зла, от которых страдает человек, являются проявлением главного врага - смерти» [12]. Он подвергает критике мировую философскую мысль, на протя­ жении веков мирившуюся с фактом смерти: «Все философии, разногла­ ся во всем, сходятся в одном - все они признают действительность смерти, несомненность ее, даже не признавая, как некоторые из них, ничего действительного в мире. Самые скептические системы, сомне­ вающиеся даже в самом сомнении, преклоняются перед фактом дейст­ вительности смерти» [13]. Основной вопрос философского раздумья над миром - «Почему сущее существует?» - Федоров предлагает заменить иным: «Почему живущее страдает и умирает, а умирающее не оживает?». Причину он видит в стихийном, жестоком, смертоносном характере природы. Фе­ доров считал, что отличительной чертой человека являются два чувства - смертность и стыд рождения, которые сливаются в одно чувство * Труду Н. Ф. Федорова, как известно, при издании В. Кожевниковым было дано название «Философия общего дела». 109

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=