ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

о котором поведал в «Исповеди». Впереди была новая жизнь, новое видение мира, страстное желание поведать людям о своих открытиях. Пройдет время - и эти открытия трансформируются в религиозно-фило­ софские трактаты «Исследование догматического богословия». «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас» и др. Но ортодоксальным хрис­ тианином он так и не станет. Дух рационализма не мог принять на веру то, что не мог постичь рассудок. И он создает собственную версию христианства, оставляя только то, что «разумно». Появятся последовате­ ли, для многих он станет Учителем жизни: скептики (среди них окажется и Н. Ф. Федоров) будут рассуждать о том, как из гениального художни­ ка Толстой превратился в плохого философа. Но все это - впереди. А пока - только что совершившийся по настоянию семьи переезд в Москву, принесший Толстому целый ряд страданий. В это время и про­ исходит знакомство с Н. Ф. Федоровым. Ровесник Толстого, Н. Ф. Федоров свой духовный переворот пере­ жил много раньше - в 50-е годы, когда он так же, как Толстой, заново переосмыслил всю свою жизнь, почувствовал ответственность за судьбу человечества. В результате родилось учение о всеобщем братстве лю­ дей, соединенных для подчинения стихийных сил природы (по Федорову, «регуляции природы, т. е. обращения ее слепого хода в разумный» [1]), для борьбы с главным злом мира - смертью. В 80-е годы Федоров серьезно занимается систематизацией основ­ ных идей нового учения. Встреча с Толстым произошла в тот период, когда его учение достигло полной зрелости и ясности. Имя Н. Ф. Федорова, в ту пору бывшего библиотекарем Румянцевско­ го музея, уже было достаточно известно в кругах московской интеллиген­ ции. Его называли московским Сократом, ценили за энциклопедичность познаний, удивительную осведомленность 6 событиях мировой истории и культуры. Его рождение и жизнь были овеяны ореолом тайны (напом­ ним: он был внебрачным сыном князя П. И. Гагарина), вызывая не­ вольные сравнения с личностью старца Федора Кузьмича (по легенде - Александра I). Многие обращались за помощью к Николаю Федоровичу, который, утверждали, знал содержание всех книг Румянцевского музея. Но лишь немногие посвященные были осведомлены о том, что он является автором удивительного учения, предвосхитившего идеи ноосферы. Сре­ ди посвященных - Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, друзья Н. Ф. Фе­ дорова - В. А. Кожевников и Н. П. Петерсон. Спустя три года после встречи с Николаем Павловичем Петерсо­ ном, осенью 1881 года, в период своего духовного кризиса, находясь в Москве, Толстой пришел к Федорову в библиотеку Румянцевского 106

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=