ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Классификация конструктов со словом «бог» строится по трем параметрам: степень денотативной актуальности «божественного» в прагматическим аспекте высказывания, позиционная соотне­ сенность понятий «человек» и «бог» в семантической модели кон­ структа, ситуативная эмоциональная значимость сакрального в ре­ чевом контексте. По степени денотативной актуальности, то есть по степени явлен­ ное™ референта в высказывании, конструкты со словом «бог» делятся на те, где лексема «бог» имеет семантический коррелят, и те, где она является «пустой». К первому случаю относятся высказывания типа «Я верю в одного бога...», где лексема «бог» коррелируется с соответ­ ствующей семемой; ко второму — «Избави бог, коли он человек, полюбит кого-нибудь, пожалеет...», где грамматическое слово «бог» в силу асимметрии функционально соотносительных единиц различ­ ных ярусов языка уже не является обозначением высшего сущест­ ва. Интересно, что слово «бог» не теряет свою субстанциональность в винительном и предложном падежах единственного числа (мо­ лить бога, думать о боге, но в остальных падежах: бог весть, ради бога, слава богу, с богом). В зависимости от позиционной соотнесенности понятий «человек» и «бог» выделяются следующие семантические модели: 1) Действие «бога» направлено на человека: «Бог не оставит его...»; «Бог мне дал корону»; «Бог поможет мне»; «Да поддержит вас бог»; «Бог помиловал нас»; «Не мог бог вложить в ее душу стремления» и др. 2) Чувство человека направлено к «богу»: «Я об одном не перестаю молить бога»; «Я буду бога благодарить»; «Я верю в бога». 3) Человека приравнивается к «богу»: «...а полюбим — и ты бог, ты чист, как в первый день создания». 4) Утверждается бытие «бога»: «Кто-то есть — бог»; «Ежели есть бог и есть будущая жизнь...». 5) «Богу» приписываются определенные свойства, качества, дей­ ствия, иногда — противоположные: «Бог милостлив, голубка»; «Бог накажет»; «Богпомилует»; «Богзнает (ведает) что (зачем, отчего, как)». 6) «Бог» соотносится с процессом и результатом человеческой деятельности: «Бог тут ни при чем»; «Он старался вникнуть в значение квадрата, изображавшего одной своею стороной бога». 7) «Бог» является объектом дум и просьб человека: «Дай бог»; «понятие о боге». В зависимости от ситуативной эмоциональной значимости сак­ рального в речевом контексте различаются эмоционально маркиро­ ванные и эмоционально нейтральные конструкты. К числу первых относятся эмфатические высказывания типа «Дай бог!», «Слава богу!», 94

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=