ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Статья А. Н. Толстого «Не могу молчать» раскрывает оратор­ ский пафос и риторическое мастерство Л. Н. Толстого-трибуна, про­ явившиеся на трех этапах риторического канона: инвенции, диспози­ ции и элокуции, — в соответствии с требованиями целесообразной ораторской речи. В. С. Гришин Тула КОНСТРУКТЫ СО СЛОВОМ «БО Г » В РОМАНЕ л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Роман «Война и мир» занимает центральное место в творчестве Л. Н. Толстого. Язык этого произведения многократно становился объектом исследований, однако научный анализ самозамкнутой языковой структуры романа еще далек от завершения. Многие методы исследова­ ния совсем недавно начали применять к художественным текстам, и одним из них является метод семантического моделирования. Этот ме­ тод позволяет построить семантическую «карту» высказывания — воз­ вести все многообразие конкретных языковых фактов к определенному числу смысловых моделей. Применяя метод семантического моделиро­ вания к анализу литературных произведений как замкнутых языковых систем, можно очертить круг тех смыслов, с которыми соприкасает­ ся (и которые порождает) то или иное слово, а также определить осо­ бенности его художественно-эстетического функционирования. Целью нашей работы является построение классификации кон­ структов со словом «бог» в романе «Война и мир» с использованием метода семантического моделирования. Конструкты (абстрактные лексико-грамматические синтагмы) строятся по определенным семантическим моделям. Конструкт и се­ мантическая модель —гетерогенные единицы языка, они принадлежат его разным ярусам (конструкт — лексико-грамматическому, а семан­ тическая модель — семантическому) и находятся в функционально­ репрезентативных отношениях. Синтагматический релятивизм обу­ словливает структурную близость семантических синтагм с тождест­ венным понятийным компонентом, что проявляется в существовании ограниченного числа семантических моделей с одинаковой домини­ рующей семемой. Конкретно-образное языковое многообразие лек­ сико-грамматических синтагм со словом «бог» в романе манифести­ рует несколько семантических моделей, по которым строятся типовые конструкты, облекающиеся в процессе порождения художественного текста в словесную плоть образов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=