ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

4) прямой (воображаемый, опосредованный) контакт с аудиторией: «И вот для того... обращаюсь ко всем... Люди-братья! Опомнитесь, одумайтесь, поймите, что вы делаете...»; 5) ситуативное реферативное изложение позиции оппонента в ходе устной дискуссии: «Вы говорите, что совершаемые революци­ онерами злодейства ужасны. Я не спорю...»; 6) ярко выраженная в смысловой динамике речи ораторская смена духовной и речевой ориентации (обратная последовательность рече­ вому «кресту» И. В. Киреевского): от «они» (объективное прошлое) — к «они»/«я» (субъективное настоящее) — «они»/«мы» (объективное настоящее) — «вы»/«Они» — «он», «она»/«я» — «я»/«мы» — «я»/«мы»/«они» — «я»/«вы» (императивное будущее); 7) композиционное членение текста на 7 частей (при выделении 5 основных аспектов проблемы — в соответствии с оптимальным количеством обсуждаемых вопросов в ораторской речи), что при устном воспроизведении письменной речи со средней скоростью соответствует требованиям квантования устной речи, т. е. учета активного напряжения внимания слушателей в течение 5 —7 минут; 8) гибкое использование собственно ораторских приемов, связанных с разнообразием речевых действий и быстротой их чередования в рече­ вом поведении автора, что позволяет держать в постоянном напряжении внимание аудитории (например, собственно ораторский прием зачина); 9) риторическая ориентация речевой формы не столько на чтение, сколько на внутреннее слушание аудиторией, на созвучие, на акусти­ ческое воздействие, которое создается: а) относительно короткими фразами; б) постоянным членением длинных фраз с помощью риторических приемов анафоры и параллелизма: «Они вполне ваши ученики, они, как говорится, все ваши капельки подобрали, они не только ваши ученики, они — ваше произведение, они ваши дети...»; в) повтором основных слов и слов-усилителей: « ...распространяю­ щееся развращение... распространяется ж е это развращение... и рас­ пространяется это развращение с необычайной быстротой...»; г) периодизацией речи: «Придумано то... Придумано то...»; д) градацией: «корыстных, честолюбивых, тщеславных, мститель­ ных, личных целей», «...для меня страдания матерей, жен, отцов изгнанных, запертых, повешенных»; е) динамикой перечисления существительных: «Для меня все эти высылки людей из места в место... Для меня эти шпионы, подкупы...»; ж) использованием эллипсиса: «Для меня эти виселицы...»; з) риторическими вопросами: «Неужели вам... Неужели вы... Вы же, что вы делаете? На что кладете свои душевные силы? Кого любите?...». 92

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=