ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
И. К. Сытина Тула ОРАТОРСКАЯ ПРИРОДА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ СТАТЬИ Л. Н. ТОЛСТОГО «НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ» Публицистическая статья А. Н. Толстого «Не могу молчать» (1908 г.) и по своему конкретно-символическом названию , и по замыслу, и по жанровой природе, и по речевой динамике представ ляет собой ярчайший образец собственно ораторского подхода к по становке и освещению общественно-политических проблем; в ста тье воплощены лучшие черты русского ораторского судебного (обвинительная и защитительная речи) красноречия конца XIX — начала XX в. (гражданственность, приоритет морально-этических ценностей, психологизм, четкость позиции, полемичность, ритори ческое мастерство и др.). Если рассматривать жанровую природу авторского текста не по внешней оппозиции: письменное оформление речи /устное испол нение, а по «типической экспрессии жанра», «концепции адресата» (М. М. Бахтин), по внутренней установке, ориентации автора на ора торское по своей сути (оратор-трибун, не молчать —говорить) речевое общение, в статье можно выделить следующие проявления ораторско го подхода писателя к речевому общению с аудиторией: 1) создание риторическим мастерством автора воображаемой ситуации речевого общения (и всех ее компонентов) — ситуации публичного общественного гражданского суда над вдохновителями, организаторами и исполнителями карательных акций, где все «участ ники» «слушания дела» представлены во всей своей общественно-ис- торической определенности (принцип конкретности ораторской речи): «двенадцать мужей, отцов, сыновей», «с крестом в руке... человек с длинными волосами», врач, начальник, «торговец-лавочник», «батя на чердаке», «сенат, синод, дума, церковь, царь», революционеры, палачи, прокуроры, судьи, премьеры и др.; 2) ораторская авторизация (я) речи —пафос четко выраженной ав торской позиции защитника и обвинителя: «Знаю я, что все люди — люди... Но я не могу и не хочу больше бороться с этим чувством...»; 3) диалогичность речевого поведения автора, ориентированного на различные конкретные позиции всех «действующих лиц»: «...да, этот непосредственный палач знает, что он палач...», «Если есть раз ница между вами и ими, то только в том, что вы хотите, чтобы все оставалось, как было и есть, а они хотят перемены»; 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=