ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

создала атмосферу любви и взаимопонимания , которая царит в доме Ирентьевых. Все речи Николеньки, обращенные к maman, проникнуты любовью и ответной лаской («Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! Голубчик мой, душечка моя!»). В сознание ребенка прочно вошли слова, выражающие добрые, светлые чувства. Расширение круга общения неизбежно влечет за собой обогащение языковой личности, дает опыт речевого поведения. Вдетские и отроческие годы это проявилось и в таком интересном факте, как использование своеобразного микродиалекта; в юности дружба с Дмит­ рием Нехлюдовым открыла ему «новый взгляд» на жизнь, ее цель и отношения: «Сущность этого взгляда состояла в убеждении, что наз­ начение человека есть стремление к нравственному усовершенствова­ нию и что усовершенствование это возможно и вечно». Ж и зн ь в деревне, общение с природой не только источник эмоциональных переживаний, но также стимул к нравственному усовершенствованию. Именно под влиянием природы Николенька осознает, «как дурен был прежде», «как мог бы быть хорош и счастлив в будущем», что надо «скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе». Разнообразие досуга (игры, музыка, танцы и др.) делает словарь Николеньки сложносоставным и внутренне дифференцированным (...я твердым голосом пригласил ее на контданс»), Николенька пони­ мает охотничий жаргон и очень гордится этим. Картина мира в созна­ нии героя в значительной мере формируется под влиянием книг. Они расширяют его кругозор, развивают воображение, обогащают словарь, из них извлекает он образцы речевого поведения («Сколько я с помо­ щью романов придумал различных французских фраз для Колпикова... и для нее, когда я ее наконец встречу и буду открываться ей в любви!»). Чтение книг формирует «идеалы нравственных достоинств», в том числе «пагубное увлечение идеалом с ош т е il faut». Существенным для развития языковой личности представляется изучение иностранных языков. Николенька воспитывается в доме, где говорят на двух иностранных языках: немецком и французском. При этом французский язык в сознании героя имеет значение касто­ вого признака — принадлежности к с ош т е il faut; этим объясняется то, что Николенька «втихомолку работал над французским». Раннее общение на немецком языке — с учителем Карлом Ивановичем, с maman («Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила: «О чем ты плакал?». Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом языке, который знала в совершенстве») — залог успешного его усвоения. Роль активной полиглоссии в том, что иностранный язык дает возможность понять, что существуют иные, 86

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=