ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
те-то нашему плохо приходится ... А мы с вами всё его пустым чело веком считали. Михаил Иванович, решительно не знавший, когда это мы с вами говорили такие слова о Бонапарте, но понимавший, что он был нужен для вступления в любимый разговор, удивленно взглянул на моло дого князя...») и т. п. Учащиеся выявляют многочисленные текстовые соответствия с помощью которых автор достигает эффекта отражения черт харак тера отца у сына. Кроме того, писатель проводит прямое сопоставление этих черт в рамках одного предложения: «Сын не возражал, но видно было, что, какие бы доводы ему ни представляли, он так ж е мало способен был изменить свое мнение, как и старый князь». Дальнейший анализ ведется учениками по плану, предложенному учителем, причем обнаруживается, что сходство отца и сына передается через использование одинаковых языковых приемов в их описании. В результате учащиеся делают аргументированный вывод о влиянии отца на характер сына. Друтая функция художественного образа —представление автор ского отношения сразу к нескольким проблемам: нравственным, по литическим, социальным, бытовым (их перечень выявляется в общей беседе с учащимися), главной среди которых является проблема нрав ственного идеала. Именно с точки зрения того, что нравственно и что безнравственно, решаются остальные вопросы. Позиция Л. Н. Толстого в решении проблем (предложенных учени кам в формулировке учителя) выявляется через поиск постоянных дета лей авторской характеристики персонажей и характера авторских ре марок в диалогах (в докладе это делается на примере семьи Курагиных). Т. В. Ренская Тула РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ КАК СРЕДСТВО ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Необходимым условием формирования фразеологических еди ниц (ФЕ) из предложения являются: постоянный лексический со став , наличие ядерного слова —лексемы (или лексем), выражающих о с н о в ное значение ФЕ и при варьировании порядка слов позволяющих сохранить целостность значения ФЕ, частотность употребления, сход ство или близость контекстов. 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=