ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

ле» (1992. № 5—6)). Поэтому целесообразно наряду с общим литера­ туроведческим представить фрагментарный лингвостилистический анализ текста. Здесь, видимо, возможны два различных подхода. При первом исследуется языковое воплощение художественного об­ раза как реализации конкретной проблемы, при втором образ высту­ пает как средство выдвижения нескольких проблем. Поскольку в романе «Война и мир» наряду с «мыслью народной» не менее сильно звучит и «мысль семейная», именно на примере образов отдельных семей и можно проводить лингвостилистический анализ текста этого произведения. Решая проблему роли семьи в обществе, Л. Н. Толстой показы ­ вает, что человеческие характеры формируются под влиянием родительского авторитета, семейного уклада в целом: хорошая семья предполагает не только кровное, но и духовное родство. Ведущую роль в семье, по мнению писателя, должен играть мужчина. Для мужчины ж е семейная ж и знь не основной, хотя и значимый фактор. В ней он находит моральную опору, поддержку. Главное же — общественно значимая деятельность, которая может проявляться в разных формах. Достоин уваж ения только тот, кто думает об обще­ ственном благе. Все перечисленные тезисы могут быть аргументи­ рованы при сопоставлении образов членов семьи Болконских. Рас­ смотрим первый из них. Учащимся предлагается найти в тексте места, свидетельствующие об авторитетности мнения старого князя в глазах сына. С этой целью анализируется разговор князя Андрея и Пьера в петербургском доме Болконских, где в разговоре о женитьбе неожиданно, без какого-либо обоснования вводится ф раза «Отец мой прав» (до этого непосредст­ венно в обращении к Безухову речи об отце не было), а затем фрагмент, в котором описывается отношение князя Андрея к военным событиям и подчеркивается, что в минуты сильных переживаний («взволнован­ ный и раздраженный») он стремится поделиться ими с отцом, кото­ рому «он писал каждый день». Затем следует выявить то общее, что автор подчеркивает у отца и сына введением одних и тех ж е слов в их портретные характеристики (например: у отца — «блеск умных и молодых блестящих глаз», «оживленные, блестевшие строгие глаза»; у сына — «глаза... блестели лучистым, ярким блеском») или описанием общей для обоих манеры вести разговор (ср. авторские ремарки, сопровождающие в диало­ гах реплику сына: «— Ты не понимаешь, отчего я это говорю, — продолжал он. — Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера,— сказал он, хотя Пьер и не говорил о Бонапарте ...» — и отца: «— Ну что, Михайла Иванович, Буонапар-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=