ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
ле» (1992. № 5—6)). Поэтому целесообразно наряду с общим литера туроведческим представить фрагментарный лингвостилистический анализ текста. Здесь, видимо, возможны два различных подхода. При первом исследуется языковое воплощение художественного об раза как реализации конкретной проблемы, при втором образ высту пает как средство выдвижения нескольких проблем. Поскольку в романе «Война и мир» наряду с «мыслью народной» не менее сильно звучит и «мысль семейная», именно на примере образов отдельных семей и можно проводить лингвостилистический анализ текста этого произведения. Решая проблему роли семьи в обществе, Л. Н. Толстой показы вает, что человеческие характеры формируются под влиянием родительского авторитета, семейного уклада в целом: хорошая семья предполагает не только кровное, но и духовное родство. Ведущую роль в семье, по мнению писателя, должен играть мужчина. Для мужчины ж е семейная ж и знь не основной, хотя и значимый фактор. В ней он находит моральную опору, поддержку. Главное же — общественно значимая деятельность, которая может проявляться в разных формах. Достоин уваж ения только тот, кто думает об обще ственном благе. Все перечисленные тезисы могут быть аргументи рованы при сопоставлении образов членов семьи Болконских. Рас смотрим первый из них. Учащимся предлагается найти в тексте места, свидетельствующие об авторитетности мнения старого князя в глазах сына. С этой целью анализируется разговор князя Андрея и Пьера в петербургском доме Болконских, где в разговоре о женитьбе неожиданно, без какого-либо обоснования вводится ф раза «Отец мой прав» (до этого непосредст венно в обращении к Безухову речи об отце не было), а затем фрагмент, в котором описывается отношение князя Андрея к военным событиям и подчеркивается, что в минуты сильных переживаний («взволнован ный и раздраженный») он стремится поделиться ими с отцом, кото рому «он писал каждый день». Затем следует выявить то общее, что автор подчеркивает у отца и сына введением одних и тех ж е слов в их портретные характеристики (например: у отца — «блеск умных и молодых блестящих глаз», «оживленные, блестевшие строгие глаза»; у сына — «глаза... блестели лучистым, ярким блеском») или описанием общей для обоих манеры вести разговор (ср. авторские ремарки, сопровождающие в диало гах реплику сына: «— Ты не понимаешь, отчего я это говорю, — продолжал он. — Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера,— сказал он, хотя Пьер и не говорил о Бонапарте ...» — и отца: «— Ну что, Михайла Иванович, Буонапар-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=