ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
вание идентичных элементов (в любой комбинации их) оказывается не рядовой принадлежностью текста — его употребление оценивает ся как стилистически значимое, оно закрепляется общественной ре чевой практикой и из окказионального речевого факта переходит в узусное, общепринятое. Дело в том, что наличествующая в этих случаях симметрия элементов единства способствует усилению лег кости и плавности его, становится в нем показателем эмфатизации и выделенности главных логико-предметных центров и выражением той гармонии речи, которая вызывает представление «о соразмернос ти в повышении и падении, благородстве и изяществе, величии и мягкости» (К. Л. Луцкий. Судебное красноречие. М., 1913. С. 70) и которая убедительно доказывает, что самый выбор средств, порядок распределения их и пропорциональность должны создавать «так на зываемую ораторскую соразмерность, представляющую мудрый и сложный ораторский механизм, столь необходимый, что без него не существовало бы в красноречии ни движений, ни силы» (там же. С. 70 —71). Конечно, самый выбор слов, как говорил Буало, дол жен создавать гармонию, но все то, о чем здесь шла речь, служит предпосылкой относительно частого употребления поликомпонент ных единств не только в ораторской речи, но и в художественных произведениях эпических жанров. Творчество Льва Толстого — мно гократное и наглядное свидетельство тому. Л. Б. Савенкова Ростов-на-Дону О ВОЗМОЖНЫХ ПОДХОДАХ К ЛИНВОСТИЛИСТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ В ШКОЛЕ РОМАНА «ВОЙНА И МИР» Представить себе, что кроется за содержанием, особенно когда речь идет об объемном тексте —романе-эпопее, чрезвычайно сложно, если внимание учащихся сосредоточено только на интуитивном вос приятии произведения. Почувствовать ход мысли автора и характер оценки изображаемого помогает лингвостилистический анализ текс та, при котором выявление авторской позиции идет путем непосред ственной опоры на языковую ткань произведения. К сожалению, сюжетно-композиционная сложность и объемность романа не позволяют в условиях школы провести его исчерпывающий лингвостилистический анализ, как это можно сделать с небольшим текстом (ср. опыт анализа изучаемого в 8 классе рассказа «После бала», предложенный Ю. А. Гвоздаревым в журнале «Русский язык в шко 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=