ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

смело членил речь в соответствии с возможным наслоением дополни­ тельных интонаций и с учетом ритмических особенностей фигуры поликомпонентных единств. При этом писатель, как правило, пресле­ довал не одну цель, его поиски оказывались многоемкими. Логико-стилистическая основа поликомпонентных единств Льва Толстого обусловлена рядом индивидуальных особенностей его твор­ чества. В сложных синтаксических единствах писателя опосредованно (как в частных проявлениях художественной формы мышления) от­ ражена специфика видения им объективного мира и его неповторимого личностного подхода к решению многих проблем человеческих отно­ шений. В модификациях типов и видов единств художник находил новые — более совершенные — средства выразительности и изобра­ зительности. Так, например, прибегая к неоднократному использова­ нию многокомпонентных периодов с гипотаксической связью между повышением и понижением, Лев Толстой следовал лучшим традициям искусства — идти от показаний действительности (значит, умозаклю­ чать из совокупности множества фактов в их причинно-следственных связях), доказывать твердой логичной соотнесенностью формы и со­ держания (значит, находить единственно правильную модель единст­ венно верной —с точки зрения автора —мысли), удивлять и поражать равнодействующей двух сил: восхищающего художественного вооб­ ражения и пленяющего искусства слова (значит, отыскивать новые фигуры речи или улучшать имеющиеся). Лев Толстой был чуток к эвристической стороне поликомпонент­ ных единств (например, к звучанию тех же периодов с гипотаксической связью, анафорических единств, катехизических единств, антитети­ ческих единств). Это и неудивительно, так как великие художники слова небезразличны и к эвфоническим оценкам текста. Творческий опыт выработал у них тонкий слух к ритмомелодике текста и его составляющим. Отдельные исследователи первопричину этого видят в и н т у и ц и и писателей; такое объяснение не вскрывает всего существа явления. Намеренное привнесение в конкретный отрезок речи жела­ тельных интонаций и желательной силы —факт осознанного действия. Впечатление лапидарности и вместе с тем объемности, многопла­ новости картины в прозе Льва Толстого часто усиливается анафори- зацией и включением различного рода параллелизмов, вставок, кон­ к р е ти заци й и авторских вклю чений во внутренние монологи персонажей. Количественный рост названных средств выражения не только повышает экспрессивно-выразительный потенциал художест­ венного изображения, он усиливает метрические и динамические качества повествования. Количественное, таким образом, не приходит в художественный текст немотивированным и не остается в нем 80

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=