ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Толстой был убежден, что «род человеческий развивается только в семье». Поэтому представляется важным рассмотрение антропони- мической системы «Войны и мира» в связи с семейными объедине­ ниями в романе. Например, начала «добра и единения» характеризуют семью Ростовых, и это ощущается во многих сценах произведения. Именно это объясняет употребление редкой антропонимической мо­ дели «А я-то не знал... Николушка... друг мой, Коля!» и ее контексту­ альное значение. Это еще и тонкая психологическая деталь, помогаю­ щая определить внутренний мир глазами семейства Ростовых, традицию семейных отношений,в которых принято не скрывать лю­ бовь и нежность (как, например, у Болконских) и многое другое. И не случаен в связи с этим тот факт, что мы неоднократно встречаем в тексте наименование всех членов семьи по фамилии (в сочетании с именами, отчествами, различными определениями), кроме старшей дочери — Веры, хотя формально в значительной части художествен­ ного времени романа — до замужества — Вера вполне имеет право так называться. Но Вера — скорее Берг, чем Ростова, и, не называя ее девичьей фамилией, писатель подчеркивает ее чуждость семье, изолированность, оторванность от нее. Использование различных способов наименования служит сред­ ством психологической характеристики персонажа. Так, например, Соня использует французское Nicolas, называя так Николая Ростова, когда он приезжает в отпуск домой. А отец —родное «друг мой, Коля». И в этом различии — все. Французское Nicolas отделяет, отстраня­ ет от любимого. Nicolas — удивительно тонкая художественная де­ таль — первая трещинка в их любви. И еще многое другое, что вскрывается при более глубоком филологическом анализе. Таким образом, антропонимы, модели наименования (наряду с другими художественными деталями) «работают» на идейно-худо­ ж ественное содержание произведения. А. Н. Карпов Тула СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ И ЗБРИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЯИКОМПОНЕНТНЫХ ЕДИНСТВ В ПРОЗЕ ЛЬВА ТОЛСТОГО Лев Толстой раздвигал рамки узусного в языке, содействовал приращению свежих значений к отдельным сложным синтаксическим построениям, создавал новые комбинации единств, по-толстовски 79

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=