ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Итак, сложная система взаимодействия, полисемантичность, по­ лифункциональность синтаксических единиц в толстовском текс­ те служат выявлению не только явных, но и скрытых смыслов выс­ казывания, способствуя адекватному восприятию авторских идей читателем. О. М. Николаева Тула АНТРОПОНИМЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Исследователи художественных произведений А. Н. Толстого справедливо отмечают, что «Толстой на всех этапах своего творчест­ ва, во всех использованных им жанрах с особенным вниманием относился к наименованиям своих героев, подчеркивал их идейно­ художественную функцию и использовал их по-толстовски — ори ­ гинально и многообразно» (М. С. Альтман). Писатель неоднократно указывал на важность проблемы именования героев, он находит возможным и нужным определить также и основные тенденции в своей работе над созданием антропонимической системы рома­ на «Война и мир». Каждый художник создает свою неповторимую ономастическую систему, которая определяется его творческим методом. Толстой, по словам Шкловского, «все время и неуклонно развивает свой способ передачи видения общего через показ частностей. Поэтому ему была важна локальная достоверность детали». Антропоним, модель наиме­ нования — ключевая, важнейшая деталь, участвующая в создании образа. Именно с ней соотносятся остальные частности и характе­ ристики. Так, свою любимую героиню писатель назвал Наташей (как и ее мать): «У Ростовых были именинницы Натальи —мать и меньшая дочь». Несмотря на то, что автор романа почти никогда не называет старую графиню по имени (приберегая его для дочери или подчерки­ вая принадлежность графини к старшему поколению), он тем не менее считает возможным и даже нужным дать и матери и дочери одно и то ж е имя. Такая деталь подчеркивает ( а это очень важно для читателя) духовную связь между старой графиней и меньшей дочерью, только Наташа смогла спасти мать от безумия в страшные дни ги­ бели Пети Ростова. Толстой пользуется по преимуществу одной моде­ лью именования — Наташа (1202 употребления), что в определенной степени обусловлено традициями, принятыми в дворянской среде. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=