ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Т. В. М аркелова Мичуринск ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕНТАЛЬНОГО И ОЦЕНОЧНОГО МОДУСОВ В ПОЭТИКЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Номинации поля оценки, пересекаясь с номинациями ментального поля, образуют ядро и периферию по принципу радиальной типоло­ гии, где связующим элементом является архисема «цена», стоящая в одном синонимическом ряду со словами «ценность», «достоинство», «значение», «смысл», «разум», «авторитет», «важность», «сила» и т. д. Слово «оценка», не обладая собственным синонимическим рядом в русском языке, входит в синонимические ряды двух ментально-ре­ чевых слов — «критика» и «суд», обнаруживающих общий компо­ нент — суждение (отзыв, мнение, соображение, понимание, взгляд и т. д.). Конструкт «суждение (мнение) о ценности» представляет собой языковую семантическую интерпретацию умственного акта оценки. Зона содержательных и формальных элементов научного сти- ля в поэтике Толстого оказывается в тесном взаимодействии с зоной художественной речи, реализуясь в формально неадекватных отраже­ ниях языка науки, детерминирующего во многих случаях «образ автора», «образ персонажа», отношения между ними. Ценностный аспект прагматического плана говорящего (персона­ жа, повествователя, автора) развивает дополнительные значения у слов ментального поля, научных терминов, вовлекает новые средства для выражения известных понятий: «дух», «воля», «свобода», «субстанция» трактуются как «неясные» («Анна Каренина»), появляется «механи­ ческое объяснение души», «разномыслие в полуотвлеченностях». Индивидуальное авторское употребление становится фактом ли­ тературного языка эпохи. Интенции одобрения/неодобрения в про­ цессе размышления ведут к перестройке отдельных синонимических рядов и антонимических пар в «речевых зонах» персонажей романа «Анна Каренина»: Анна: «любовь — гадкое слово» (отрицание лите­ ратурных синонимов «увлеченность», «страсть»); «борьба за сущест­ вование» — «ненависть»; «разум» — избавление» и т. д.; Каренин: «борьба за существование» — «несчастье»; Левин: «верование» — «убеждение» — «сомнение». Сцепление элементов, принадлежащих к разным экспрессивным и функциональным сферам, развивает их оценочное содержание, демонстрируя особую природу языковых единиц поля мышления в поэтике Л. Н. Толстого: они являются посредниками между средст­ 75

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=