ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

торые помогают ученикам овладеть знаниями и умениями, имеющими практическую и прикладную значимость. - При изучении курса «Общее землеведение», «Картография с ос­ новами топографии» приоритетное внимание мы уделяли тренировоч­ ным, самостоятельным работам творческого характера, семинарам, на которых на примерах конкретных территорий можно выявлять те или иные взаимосвязи. И здесь для более глубокого понимания вопросов землеведческой направленности, экологии на аудиторных занятиях целесообразно использовать произведения народного творчества, ху­ дожественные, поэтические. Некоторый опыт такой работы у нас уже есть. Неиссякаемым, реальным, но не оцененным пока должным образом у нас источником географического и экологического образо­ вания являются произведения Л. Н. Толстого, в частности его рассказы из «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». Еще в то время, а первые рассказы были напечатаны в 1872 году, дети учились по ним читать и познавать мир. При жизни Толстого рассказы переиздавались более 20 раз. Ценны они и сейчас, причем их познавательные аспекты можно и должно расширять. Информация, которую несут некоторые рассказы («Старый то- поль«, «Черемуха», «Как ходят деревья»), хорошо вписывается в школь­ ные уроки и занятия экологической направленности в вузе. Имеет смысл напомнить их студентам хотя бы таким приемом: в качестве самостоятельной работы по теме «Биосфера» предложить разработать урок с привлечением этих рассказов. Описания в рассказах «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза» и «Какая бывает роса на траве» хорошо исполь­ зовать на лабораторно-практическом занятии «Атмосферные явления». Угол зрения, под которым рассматриваются вопросы, будет несколько меняться с учетом возраста и восприятия аудитории. Рассказы «Какая бывает роса на траве» и «Вредный воздух» —готовый иллюстративный материал на лекции по теме «Географическая среда и общество». Опираясь на информацию, изложенную в них, логично построить проблемный семинар. Эти рассказы являются также ярким примером сильного приема мотивации самостоятельно-познавательной деятель­ ности учащихся. После их прочтения редкий ученик откажется от краеведческого похода со своим учителем, а в свете современной экологической обстановки будет обоснованным желание провести комплекс химических анализов воды и почвы чистых яснополянских лесов. На уроках с элементами картографии, ориентирования в школе и на соответствующих занятиях по картографии в вузе нельзя пройти мимо сказок «Шат и Дон», «Волга и Вазуза», рассказа «Магнит», «Рассказа аэронавта». Так, сказки помогут разобраться школьникам 71

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=