ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Так, отчеркнув на полях «Живой морали...» изречение «Как нечувствителен и равнодушен к чужому горю бывает человек бога­ тый!», Толстой в сборнике «Мысли мудрых людей на каждый день» помещает его без изменений, а потом отбрасывает местоимение «как» и восклицательный знак и помещает во всех следующих сборниках. Очевидно, эта мысль показалась Толстому особенно важной и близ­ кой его мировоззрению. Не желая признавать идею о возможности построения Царства Божия на земле утопичной, Толстой передвинул ее на последующие поколения. Поэтому он придавал большое значение воспитанию детей —следующих поколений. Его повышенное внимание к проблеме воспитания сказалось на редакции следующей цитаты: «Будь правдив даже по отношению дитяти: исполняй обещанное ему, иначе приучишь его ко лжи». В сборник «Мысли мудрых людей...» Толстой помещает ее без изменений, а в «Круг чтения» в следующей редакции: «Будь правдив всегда и особенно с ребенком. Исполняй обещанное ему, иначе приучишь его ко лжи». Заменой «даже» на «особенно» Толстой не только уравнивает ребенка со взрослыми, но и поднимает его выше. В толстовской редакции это изречение звучит как призыв быть не только всегда прав­ дивым, но и относиться к ребенку более внимательно, чем к взрослому. В сборнике «Мысли мудрых людей на каждый день» Толстой использовал 82 изречения из Талмуда, в «Круге чтения» — 54, в «Пути жизни» — 6. Н. М. Разумова Тула РАССКАЗЫ Л. Н. ТОЛСТОГО ИЗ «НОВОЙ АЗБУКИ» И «РУССКИХ КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ» КАК ИСТОЧНИК ГЕОГРАФИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Содержание, структура, перспективы школьного географического и экологического образования на сегодняшний день не вполне удов­ летворяют общественность и находятся в процессе обсуждения. Но по­ скольку образование реализуется через учителя, то нельзя забывать о качестве его подготовки. Сейчас нужны специалисты более высокого уровня. Учитель географии должен быть не только профессионалом- предметником, но и компетентным в круге экологических проблем, успешно пользоваться обширным арсеналом приемов и методов, ко ­ 70

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=