ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Вольтер, в отличие от Толстого, примирился с церковью, чтобы не быть похороненным на свалке (подобно актрисе Адриенне Лекуврер). Что могло привести Л. Н. Толстого к примирению с церковью, если бы у него оставалось на это время? 3. М. Богачева Тула ТАЛМУД КАК ИСТОЧНИК СБОРНИКОВ Л. Н. ТОЛСТОГО «МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ», «КРУГ ЧТЕНИЯ», «НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ», «ПУТЬ ЖИЗНИ» Указанная тема, частично освещенная в комментариях к «Кругу чтения» (М., 1991) И. В. Медведевым, далеко не исчерпана. Свое собственное понимание нравственного смысла жизни, свое учение о любви к людям Толстой пытается вывести из основ­ ных учений, изложенных в различной религиозной литературе, в част­ ности в Талмуде, где Толстого прежде всего привлекают этичес­ кие нормы иудаизма. Раввинская литература, народившаяся на почве Талмуда, насчи­ тывает огромное количество извлечений из Талмуда, кодексов, сбор­ ников, комментариев и исследований. Изречения, отмеченные в сборниках Толстого как заимствования из Талмуда, взяты им не непосредственно из него, а из следующих книг: Ж ивая мораль, или Сокровищницаталмудской этики. Сост. по пер­ воисточникам О. Я. Гуревичем. Вильна, 1901; Мировоззрение талмудистов. Свод религиозно-нравственных по­ учений, в выдержках из главнейших книг раввинской письмен­ ности. Сост. по подлинникам С. И. Фином и X. Л. Кацеленбогеном и пер. под ред. Л. О. Леванды, с введ., библиогр. указ. и примеч., сост. Л. О. Гордоном. В 3-х т. Спб., 1874-1876; Lichtstrahlen aus dem Talmud. Von J.Stern. Leipzig [1882?] Страницы этих книг, сохранившихся в яснополянской биб­ лиотеке, испещрены многочисленными пометками Толстого: отчер­ киваниями, подчеркиваниями, знаками «NB», цифрами против от­ дельных изречений, поставленными в связи с редакционной рабо­ той, записями. Понравившееся Толстому изречение помещалось только в один из его сборников или переходило из одного сборника в другой, редактировалось Толстым или оставалось без изменений. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=