ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
гами Руссо, Вольтера, Гельвеция, Кребийона, Мирабо и других авто ров эпохи Просвещения. Небольшое (всего шестнадцать томов), но уникальное собрание книг Вольтера, сохранившееся в Ясной Поляне, расскажет о воспри ятии Л. Н. Толстым творчества Вольтера, о его сочувствии многим идеям философа, о штудировании писателем произведений француз ского просветителя. Не всякая писательская библиотека может по хвастаться несколькими прижизненными, и даже первыми, изданиями произведений французского философа. Одной из самых старых книг на французском языке является первое издание трагедии Вольте ра «Альзира, или Американцы» (Амстердам, 1736). Самое позднее издание —парижское издание полного собрания сочинений Вольтера в4-хтомах (1828—1829 гг.). От этого издания сохранились в библиотеке третий и четвертый тома, содержащие исторические произведения и переписку. Редчайшие экземпляры повести «Царевна Вавилонская» (Лондон, 1768), поэмы «Генриада» (Амстердам (?), 1775), капитального труда «История России при Петре Великом» (Нешатель, 1772) — вот далеко не полный перечень прижизненных изданий Вольтера, сохра нившихся в Ясной Поляне. Если Л. Н. Толстой не принадлежал к типу собирателей книг, эру дитов, библиофилов и антикваров, то его дед, князь Н. С. Волконский, судя по подбору книг XVIII века, собирал книги с особой тщательнос тью, любовью и вкусом. Вероятнее всего, появление в яснополянской библиотеке сочинений Вольтера связано с его именем. Судя по количеству книг Вольтера, изданных в XVIII веке, дед Толстого при надлежал к числу поклонников идей французского просветителя и мог покупать книги Вольтера за границей, будучи чрезвычайным послом в Берлине, или выписывать их из Франции. В XVIII — начале XIX в. все русское общество было приведено в движение идеями философов эпохи Просвещения и разделилось на сторонников Вольтера, вольте рьянцев, и его противников. Синонимами вольтерьянства стали воль нодумство и безбожие. Любопытно, что и среди тульских дворян оказались вольтерьянцы и противники Вольтера. К числу первых принадлежал князь Н. С. Волконский, а к числу вторых — тульский просветитель А. Т. Болотов, который отозвался о «Царевне Вавилон ской» как о «наиглупейшим образом выдуманной басне, наполненной такими вздорами, нескладицами и нелепицами <...>, какие невозможно читать, не удивляясь тому, как могут такие вздоры вселяться в мысли самых иногда умных людей». Судя по дневникам, письмам и произведениям Л. Н. Толстого, он читал гораздо больше сочинений Вольтера, чем их хранилось в библиотеке Ясной Поляны. Интерес к творчеству Вольтера не осла 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=