ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

гами Руссо, Вольтера, Гельвеция, Кребийона, Мирабо и других авто­ ров эпохи Просвещения. Небольшое (всего шестнадцать томов), но уникальное собрание книг Вольтера, сохранившееся в Ясной Поляне, расскажет о воспри­ ятии Л. Н. Толстым творчества Вольтера, о его сочувствии многим идеям философа, о штудировании писателем произведений француз­ ского просветителя. Не всякая писательская библиотека может по­ хвастаться несколькими прижизненными, и даже первыми, изданиями произведений французского философа. Одной из самых старых книг на французском языке является первое издание трагедии Вольте­ ра «Альзира, или Американцы» (Амстердам, 1736). Самое позднее издание —парижское издание полного собрания сочинений Вольтера в4-хтомах (1828—1829 гг.). От этого издания сохранились в библиотеке третий и четвертый тома, содержащие исторические произведения и переписку. Редчайшие экземпляры повести «Царевна Вавилонская» (Лондон, 1768), поэмы «Генриада» (Амстердам (?), 1775), капитального труда «История России при Петре Великом» (Нешатель, 1772) — вот далеко не полный перечень прижизненных изданий Вольтера, сохра­ нившихся в Ясной Поляне. Если Л. Н. Толстой не принадлежал к типу собирателей книг, эру­ дитов, библиофилов и антикваров, то его дед, князь Н. С. Волконский, судя по подбору книг XVIII века, собирал книги с особой тщательнос­ тью, любовью и вкусом. Вероятнее всего, появление в яснополянской библиотеке сочинений Вольтера связано с его именем. Судя по количеству книг Вольтера, изданных в XVIII веке, дед Толстого при­ надлежал к числу поклонников идей французского просветителя и мог покупать книги Вольтера за границей, будучи чрезвычайным послом в Берлине, или выписывать их из Франции. В XVIII — начале XIX в. все русское общество было приведено в движение идеями философов эпохи Просвещения и разделилось на сторонников Вольтера, вольте­ рьянцев, и его противников. Синонимами вольтерьянства стали воль­ нодумство и безбожие. Любопытно, что и среди тульских дворян оказались вольтерьянцы и противники Вольтера. К числу первых принадлежал князь Н. С. Волконский, а к числу вторых — тульский просветитель А. Т. Болотов, который отозвался о «Царевне Вавилон­ ской» как о «наиглупейшим образом выдуманной басне, наполненной такими вздорами, нескладицами и нелепицами <...>, какие невозможно читать, не удивляясь тому, как могут такие вздоры вселяться в мысли самых иногда умных людей». Судя по дневникам, письмам и произведениям Л. Н. Толстого, он читал гораздо больше сочинений Вольтера, чем их хранилось в библиотеке Ясной Поляны. Интерес к творчеству Вольтера не осла­ 67

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=