ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

«богатства и многообразия интересов, состояний, характеров, жизнен­ ных отношений, широкого фона целостного мира» (Г.-Ф. Гегель). В «Крейцеровой сонате» Толстой из многочисленных начал, вли­ яний, определяющих семейную жизнь, выделяет преимущественно отрицательные и рассматривает их роль в судьбе героев. Отсюда — впечатление абсолютной безысходности, обреченности судеб персо­ нажей. Ложное отношение к женщине, приведшее Позднышева, героя «Крейцеровой сонаты», к семейной драме, обусловлено едино­ душием, с которым оно в нем утверждалось. По мысли Толстого, этому споспешествовали общественное мнение, наука, искусство. Начинаю­ щий жизнь молодой человек попадает в ситуацию замкнутого круга. Толстой обнажает противоречия между декларируемыми обществом духовными идеалами и эгоистической жизнью, подчиненной погоне за наслаждениями. Толстой подчеркивает: преступление Позднышева носит соци ­ ально-нравственный характер; к убийству ж ены его приводит и з ­ вращенное отношение к женщине, в которой он видит «орудие наслаждения ». Писатель обращает внимание на «раздвоенность» героя; целост­ ность личности может быть сохранена только при соблюдении им нравственных норм (в отношении полов — это целомудрие, которое обозначает и брачную чистоту, непорочность и в то же время несет в себе значение «целостности», «мудрости»). Идея Позднышева о том, что «жизнь должна прекратиться, когда достигается цель», противоречит основному жизнеутверждающему пафосу творчества Толстого, который записал в дневнике: «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, как я только могу вообразить себе, но только чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими свежими от Бога детьми, я бы выбрал последнее» (7 октября 1892 г.). В «Послесловии» к «Крейцеровой сонате» («в коротких словах» выражено то, что «хотел сказать» в повести) Толстой выступает в роли проповедника, морализатора, диктующего людям нормы пове­ дения, что вызвало у читателей не расположение и сочувствие, а не­ приятие этих идей. Софья Андреевна Толстая — одна из первых читателей «Крейце­ ровой сонаты» — записала в дневник: «Я сама в сердце своем почувствовала, что эта повесть направлена в меня, что она сразу нанесла мне рану, унизила меня в глазах всего мира и разрушила последнюю любовь между нами». И в книге «Моя жизнь» С. А. Толстая фиксирует решение: «Написать самой по поводу «Крейцеровой сона­ ты» роман», объясняя далее: «Это непонимание возможности чистоты 61

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=