ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

чее сочувствие последнего, о чем свидетельствуют письма Толстого ноября —декабря 1909 года. Мировоззрение Пимена Карпова представляло в ту пору сплав христианской веры и христианского социализма, боголюбия и рево­ люционности — черты, характерные для сознания «новокрестьян». По Карпову, по Клюеву этого периода, слияние крестьянства и интел­ лигенции возможно, но не во Христе, а в равенстве, в жертвеннос­ ти господ, в поглощении интеллигенции крестьянством. Хлыстовское сомнение в избранности Иисуса Христа, возможно, и привело Карпова к Толстому, открыто отрицавшему идею божест­ венного происхождения Христа. Не могло пройти мимо Карпова и пристальное внимание Толстого к поэтам-народникам А. Добролюбову и Л. Семенову, ставшим куми­ рами крестьянского мира. Гипнотическая идея братства, единения, равенства в Боге объеди­ нила учителя Толстого, героя Семенова и послушника Карпова. Но героя и послушника эта идея вела к революции, к тому, что учитель никогда бы не принял. Для Толстого выход — в идее добра, реализо­ ванной практически; для Карпова —в бунте, в уничтожении «буржуев образованных», о чем он с жаром пишет в книге «Верхом на солнце». Человек верующий, он отошел от привычных религиозных представ­ лений, пришел по сути к Богу-судье, к идее коммунистической урав­ ниловки как конечной цели христианского движения. Таким образом, влияние Толстого на умы русской интеллигенции, развитие его учения шло не только по пути поддержки и преемствен­ ности, но и по пути отталкивания, своего рода отрицания толстовских идей. Это еще раз доказывает мысль: величие, влияние и развитие крупной философско-этической идеи — не только в следовании ей, но и в полемике с нею, как и произошло в отношении крестьянского писателя к толстовскому учению. В. С. Камышев Тула Л. Н. ТОЛСТОЙ («КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА») И С. А. ТОЛСТАЯ («ЧЬЯ ВИНА?»): К ВОПРОСУ О «ДИАЛЕКТИКЕ ДУШИ» Многие идеи, обозначившиеся в «Крейцеровой сонате», прозвучали еще в романе «Семейное счастие». Толстой психологически достоверно передает перипетии истории любви; вместе с тем семья изображена здесь как замкнутая система, отъединенная от социальной жизни, от 60

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=