ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
два ответа: пассивность или ответное насилие. Если бы это было так, то ответное насилие действительно следовало бы считать более пред почтительной и, во всяком случае, более достойной позицией, чем пассивность. Однако существует еще один ответ: ненасилие. Оно так ж е активно противостоит несправедливости, как и ответное насилие, но, в отличие от последнего, делает это иными методами. Ответное насилие есть обязательство преодолеть несправедливость путем унич тожения врагов. Ненасилие есть обязательство уничтожить его путем превращения врагов в друзей. Уже само неучастие в насилии есть борьба против него. Ненасилие, и прежде всего государственно организованное насилие, в значитель ной мере держится на поддержке тех, против кого оно применяется. Правительства всегда стремятся расширить базу своего насилия, «привлечь наибольшее количество граждан к наибольшему участию во всех совершаемых ими и необходимых для них преступлениях». Люди виноваты в насилиях правительства и прямым участием в них (через воинскую повинность, суды присяжных и так далее), и пассив ным повиновением. Они виновны в насилии и тогда, когда они пытаются противостоять ему тем же средством (в форме террора, вооруженных восстаний и так далее), ибо в данном случае они, во-первых, признают насилие в качестве законного, нормального пути достижения человеческих целей, а во-вторых, умножают его объем и интенсивность. Когда насилие не получает адекватного ответа, оно, как правило, гаснет, уменьшается. Наталкиваясь на противонаси- лие, оно наращивает массу и становится изощреннее. Поэтому даже внешне пассивная позиция неучастия в насилии уменьшает его мощь и степень легитимности. В формуле непротивления злу насилием неверно делать ударение на слове «непротивление». Мы поймем мысль Толстого лучше, если сделаем акцент на слове «насилие». Противиться злу можно и нужно, только не насилием, а другими — ненасильственными — методами. Более того, мы только тогда по-настоящему и противимся насилию, когда мы отказываемся отвечать тем же. «Защитники общественного жизнепонимания объективно стараются смешать понятие власти, то есть насилие, с понятием духовного влияния, но смешение это совер шенно невозможно». Толстой сам не разрабатывал тактику коллек тивного ненасильственного сопротивления, но его учение допускает такую тактику. Непротивление для Толстого есть приложение учения Христа к общественной жизни. Он понимает его как позитивную силу любви и правды. Толстой прямо называет такие формы сопро тивления, как убеждение, спор, протест, которые призваны отделить человека, совершающего зло, от самого зла, апеллируют к совести 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=