ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
Л. В. Захарова Тула п ТОЛСТОЙ И РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ НАЧАЛА XX ВЕКА: ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ «НАРОД И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ» Проблема «Народ и интеллигенция», наряду с проблемой России и революции, становится центральной в духовных исканиях рус ской творческой интеллигенции начала XX века. То были две сторо ны одного вопроса — о грядущей судьбе России, которая стояла на п оро ге великих социальных потрясений. Является ли революция вы ходом из тупика, и если нет, то в чем состоит выход? И каково место и роль интеллигенции в судьбе России? Вот вопросы, волновавшие русскую интеллигенцию в начале века. В этой связи приход в литера т у р у новокрестьянских писателей, и прежде всего Н. Клюева, был воспринят как знак найденного выхода — в народе, крестьянстве, по Блоку — «стихийных» людях. Одним из первых наиболее полно отразил проблему «культуры» и «стихии», «интеллигенции» и «наро да» Д. Н. Толстой — русские писатели начала века не случайно вновь и вновь настойчиво обращ а\ись к его учению, к его художествен ной прозе и публицистике, поднимающим проблему «господ» и «му жиков» и связанную с этим проблему поисков пути нравственного возрождения человека. Как известно, Толстой, начиная еще с рассказа «Утро помещика», последовательно развивал мысль о том, что жизнь истинная возможна лишь в труде, связанном с землей, а путь нравственного самоочище ния и самосовершенствования — только в «растворении» в этой ж и з ни и в многомиллионном земледельческом народе. Эта мысль р а з вернута в романе «Анна Каренина» в связи с духовными искания ми Левина. Важнейшей она является и в публицистике Толстого последних лет — в статье «О переписи в Москве», трактате «Так что же нам делать», «Исповеди»,— в которых Толстой утверждает идею необходимости отречения от условностей «господской» жизни и «оп рощения», занятия крестьянским трудом, а на начальном этапе — покаяния и признания «господами» своей вины. С подобным же настроем входил в литературу самобытный крес тьянский писатель Пимен Карпов. В 1909 году появилась его брошюра «Говор зорь», в котором автор обвинял интеллигенцию в духовном «ограблении» русского народа, настаивал на идее покаяния «господ» и Прихода их к крестьянскому труду. Неудивительно, что «Говор зорь», отправленный Пименом Карповым Толстому, вызвал горя 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=