ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

1 Ю. П. Полозков Тул q МЫСЛЬ И ПОСТУПОК В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО Многомерный процесс становления и развития исповедальной прозы во второй половине XIX века выразился в самых различных художественных формах. В центре внимания оказался нравственный мир человека — «открытие "я"». Вместе с тем исповедь обогатилась новым типом психологизма. А. Н. Толстой стремился выяснить разные мотивы, побуждения тех или иных поступков человека, порой различ­ ных в одних и тех же обстоятельствах. «Исповедь» А. Н. Толстого, по нашему убеждению, при всех внешних атрибутах исповедальности не может безоговорочно рассматриваться как разновидность исповедального жанра художественной литературы. В «Исповеди» автор мыслит себя в контексте времени, изменив­ шем само представление о творце и месте художественной культуры в жизни. С появлением Льва Толстого в культуре появляется пропо­ ведник. В этом трактате автор осознает прежде всего свою собственную значимость как конкретного человека в общественной жизни России. Но в то ж е время именно Толстой-художник понимает «самость» исповедального слова, которому под силу создание нового нравствен­ ного мира: исповедальное слово концентрирует внимание слушающего, а в художественном произведении — реципиента. Оно вызывает доверие к событию. Исповедальное слово формирует нравственный контекст мира художественного произведения. «Отец Сергий» и народные рассказы Л. Н. Толстого, в свою оче­ редь, позволяют проследить трансформацию исповедального слова в дидактическое. Это слово выполняет функцию, предопределенную ситуацией, что предполагает нравоучение со стороны того, кто взял на себя проповедническую миссию. Именно через дидактику происходит утверждение Толстым соб­ ственного учения. Пропаганде идей нравственного совершенствования способствовало и его художественное творчество. В данном случае оно лишь форма выражения четко усвоенной учительной п р о гр а м ­ мы. Ведь для Л. Н. Толстого дидактика была определена в п е р в о н а ч а л ь ­ ной основе его ж е собственным учением. Уход Л . Н. Толстого из Ясной Поляны утвердил н р а в с т в е н н ы е идеи, которые он декларировал поэтически в своих художественных произведениях. Для ищущего человека важен не конечный р езу л ь тат, а сам процесс постижения истины. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=