ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
1 Ю. П. Полозков Тул q МЫСЛЬ И ПОСТУПОК В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО Многомерный процесс становления и развития исповедальной прозы во второй половине XIX века выразился в самых различных художественных формах. В центре внимания оказался нравственный мир человека — «открытие "я"». Вместе с тем исповедь обогатилась новым типом психологизма. А. Н. Толстой стремился выяснить разные мотивы, побуждения тех или иных поступков человека, порой различ ных в одних и тех же обстоятельствах. «Исповедь» А. Н. Толстого, по нашему убеждению, при всех внешних атрибутах исповедальности не может безоговорочно рассматриваться как разновидность исповедального жанра художественной литературы. В «Исповеди» автор мыслит себя в контексте времени, изменив шем само представление о творце и месте художественной культуры в жизни. С появлением Льва Толстого в культуре появляется пропо ведник. В этом трактате автор осознает прежде всего свою собственную значимость как конкретного человека в общественной жизни России. Но в то ж е время именно Толстой-художник понимает «самость» исповедального слова, которому под силу создание нового нравствен ного мира: исповедальное слово концентрирует внимание слушающего, а в художественном произведении — реципиента. Оно вызывает доверие к событию. Исповедальное слово формирует нравственный контекст мира художественного произведения. «Отец Сергий» и народные рассказы Л. Н. Толстого, в свою оче редь, позволяют проследить трансформацию исповедального слова в дидактическое. Это слово выполняет функцию, предопределенную ситуацией, что предполагает нравоучение со стороны того, кто взял на себя проповедническую миссию. Именно через дидактику происходит утверждение Толстым соб ственного учения. Пропаганде идей нравственного совершенствования способствовало и его художественное творчество. В данном случае оно лишь форма выражения четко усвоенной учительной п р о гр а м мы. Ведь для Л. Н. Толстого дидактика была определена в п е р в о н а ч а л ь ной основе его ж е собственным учением. Уход Л . Н. Толстого из Ясной Поляны утвердил н р а в с т в е н н ы е идеи, которые он декларировал поэтически в своих художественных произведениях. Для ищущего человека важен не конечный р езу л ь тат, а сам процесс постижения истины. 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=