ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

определена в начале рассказа. Причина ее в столкновении не ДикоСТ(1 и цивилизованности, невежества и культуры, а людей с разньщ менталитетом, носителей веры, традиции, культуры, каждая из кото­ рых самодостаточна (ср. эпизод с Хаджи-Муратом на балу у граф9 Воронцова («Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого)). В конце рассказа возникает новое значение самого названия почему пленный, а не пленник? Пленник — лишенный воли, узник заключенный, невольник, что подразумевает альтернативу: освобо^! дение из плена. В понятии «пленный» у В. Маканина эта альтернатива отсутствует. Пленный — это не просто неопределенное по времени но константное состояние героя. Выходом из маканинского «плена» может быть только смерть. Герой рассказа Рубахин навсегда остается в плену у гор, красоту которых он воспринимает инстинктивно, на глубоком генетическом уровне, а на внешнем уровне сознания, как уроженец степей, их ненавидит: «Горы. Горы. Горы. Каждый год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность — но что, собственно, красота их хотела ему сказать? Зачем окликала?». Рассказ «Кавказский пленный», ставший в творчестве В. Макани­ на явлением непривычного ряда и по своему содержанию, и по способу разрешения проблемы, тем не менее вписывается в систему мака- нинских «причуд». С. Г. Микушкина Тула МОТИВ ПУТИ-ДОРОГИ В РАССКАЗАХ И ПОВЕСТЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО Мотив пути-дороги, столь характерный для творчества А. Н. Толс­ того, принадлежит к числу самых устойчивых и значительных в мир­ ровой литературе, восходя к фольклорной первооснове. Р а змыш л яя об особенностях хронотопа дороги в романе разных времен и н аро­ дов, М. М. Бахтин отметил, что перемещение человека в п р о с т р а н с т в е предстает в произведениях этого жанра как реализация м е т аф о ры «жизненный путь»: «Пространство наполняется реальным ж и з н е н ­ ным смыслом и получает существенное отношение к герою и его судьбе» (Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 271). Вывод о романном хронотопе может быть отнесен и к менее крупным эпическим жанрам — рассказу и повести. Отличаясь насыщенностью и конкретностью воплощения, что проявляется в многообразии ег° вариаций не только у разных писателей, но и в творчестве каждого из 56

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=