ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

А. А. Гусейнов Москва УЧЕНИЕ Л. Н. ТОЛСТОГО О НЕПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ НАСИЛИЕМ Н епротивл ени е как форма борьбы с насилием. Толстого часто е к аю т в абстрактном морализме. В таком духе критиковал его ™ д Ильин в книге с характерным названием «О сопротивлении злу силою»- В действительности толстовское отрицание насилия нельзя назвать сугубо морализирующим. Л. Н. Толстой допускал оправдан­ ность государственного насилия для определенного времени («может быть, для прежнего состояния людей было нужно государственное н асили е, может быть, оно нужно еще и теперь»). Он проводит различие между насилием революционеров и насилием властей. В знаменитой статье «Не могу молчать» он говорит, что злодейства властей, так как первые сопряжены с большим личным риском, совершаются молодыми людьми, не столь хладнокровно-жестоки, не прикрыты лжерелигиоз­ ными мотивами. Мы находим далее у Толстого мысль, которая в устах ограниченного моралиста была бы совершенно невозможной: «Наси­ лие выбирает и привлекает к себе худшие элементы общества, п ере­ рабатывает их и, улучшая и смягчая, возвращает их назад обществу». В каком-то смысле само насилие оказывается школой непротивления. Толстой понимает, что к насилию следует подходить исторически, конкретно —что есть насилие и насилие. Однако, считает он, все эти различия теряют смысл и значение в перспективе идеала ненасилия. С появлением заповеди непротивления в корне меняется духовный статус насилия, оно лишается этического оправдания. «Насилие д ер ­ жится теперь уже не тем, что оно считается нужным». Если это не так, то в чем ж е тогда заключался смысл духовной революции, связанной с именем Иисуса Христа? Толстой подходит исторически даже к идее непротивления, рас­ сматривая ее в качестве ступени на бесконечном пути к совершенству. Со временем эта высокая истина вполне может стать тривиальностью, повседневной привычкой, и люди будут стыдиться участия в насилии так же, как они сейчас стыдятся мошенничества и трусости. Если и можно назвать такую позицию моралистической, то это такая мора­ листика, которая вполне может стать программой исторического действия. Непротивление —это форма капитуляции перед злом, это утверж ­ дение критиков Толстого исходит из предположения, будто на ситуа­ цию социальной несправедливости (насилия, зла) возможны только 5

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=