ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
А. А. Гусейнов Москва УЧЕНИЕ Л. Н. ТОЛСТОГО О НЕПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ НАСИЛИЕМ Н епротивл ени е как форма борьбы с насилием. Толстого часто е к аю т в абстрактном морализме. В таком духе критиковал его ™ д Ильин в книге с характерным названием «О сопротивлении злу силою»- В действительности толстовское отрицание насилия нельзя назвать сугубо морализирующим. Л. Н. Толстой допускал оправдан ность государственного насилия для определенного времени («может быть, для прежнего состояния людей было нужно государственное н асили е, может быть, оно нужно еще и теперь»). Он проводит различие между насилием революционеров и насилием властей. В знаменитой статье «Не могу молчать» он говорит, что злодейства властей, так как первые сопряжены с большим личным риском, совершаются молодыми людьми, не столь хладнокровно-жестоки, не прикрыты лжерелигиоз ными мотивами. Мы находим далее у Толстого мысль, которая в устах ограниченного моралиста была бы совершенно невозможной: «Наси лие выбирает и привлекает к себе худшие элементы общества, п ере рабатывает их и, улучшая и смягчая, возвращает их назад обществу». В каком-то смысле само насилие оказывается школой непротивления. Толстой понимает, что к насилию следует подходить исторически, конкретно —что есть насилие и насилие. Однако, считает он, все эти различия теряют смысл и значение в перспективе идеала ненасилия. С появлением заповеди непротивления в корне меняется духовный статус насилия, оно лишается этического оправдания. «Насилие д ер жится теперь уже не тем, что оно считается нужным». Если это не так, то в чем ж е тогда заключался смысл духовной революции, связанной с именем Иисуса Христа? Толстой подходит исторически даже к идее непротивления, рас сматривая ее в качестве ступени на бесконечном пути к совершенству. Со временем эта высокая истина вполне может стать тривиальностью, повседневной привычкой, и люди будут стыдиться участия в насилии так же, как они сейчас стыдятся мошенничества и трусости. Если и можно назвать такую позицию моралистической, то это такая мора листика, которая вполне может стать программой исторического действия. Непротивление —это форма капитуляции перед злом, это утверж дение критиков Толстого исходит из предположения, будто на ситуа цию социальной несправедливости (насилия, зла) возможны только 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=