ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

искреннего самовыражения автора письма и «атмосферы» личнос­ ти адресата-собеседника. Ему важен, например, и почерк, несущий отпечаток индивидуальности, заменяющий характерность интона­ ции живой речи. Тем не менее письма Толстого, безусловно, связаны с его литера­ турным творчеством. В докладе показано, как в письмах Толстого 1850-х гг. формируются своеобразные «гены», зачатки будущих толс­ товских сюжетов и образов, обнаруживаются индивидуальные «архе­ типы», первоначальные «спонтанные структуры художественного мышления» (по выражению Ю. М. Лотмана), не имеющие сознатель­ ного построения, составляющие элемент авторского «бессознатель­ ного». Это — «СЕМЕЙНЫЙ МИР» как органическая система, идеаль­ ное сообщество людей, основанное на началах любви (в переписке с Т. А. Ергольской); «ВЕСНА» (образ, который в переписке с А. А. Тол­ стой и А. А. Фетом выявляет свои разные смыслы в связи с личностью каждого из адресатов); «ПУТЬ» как «пустынная дорога мысли» и как «путь жизни» (в письмах А. А. Толстой и Н. Н. Страхову). Выявленные «архетипы» толстовского творческого сознания в ко ­ нечном счете связаны с центром толстовского художественного мира — понятием «ЖИЗНЬ», являются его вариантами на уровне родовом, природно-космическом и религиозном. Архетип «путь» более всего актуален для позднего Толстого и связан с другим полюсом толстовского мира — смертью: жизнь есть путь в смерть и освобож­ дение в ней через любовь. И. Ю. Матвеева Санкт -Петербург ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МНОГООБРАЗИЕ И ЕДИНСТВО РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» С момента выхода «Воскресения» литературная критика сравни­ вала последний роман Толстого с его предыдущими романами. Оценки «Воскресения» оказывались не в его пользу. Замысел этого романа появляется, когда религиозные представления Толстого являются оп­ ределяющими во всем его творчестве. В связи с ними он формулирует задачи искусства, среди них главенствующую роль в оценке художе­ ственного творчества занимает понятие «добро». По мысли Толстого, если художественное произведение не несет идеи добра, то оно бесполезно. Весь период жизни Толстого после «перелома» связан с тем, что способы совершенствования человека и человеческого общества писатель усматривает в христианской этике. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=