ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
Христианская правота — это те горние выси, в которых он пребывал с юности, с первого рассказа «Набег», когда недоуменно воскликнул: «Неужели людям тесно жить на этом прекрасном свете?». Что же удивляться, что в статье «Христанство и патрио тизм» (1894) он, подведя итог своим нравственным исканиям, напишет: «На каком основании и для чего может человек нашего времени, русский пойти и убивать французов, немцев, или француз немцев, когда он знает очень хорошо, как бы он ни был мало образован, что люди другого государства и народа, к которому возбуждается его патриотическая враждебность, не варвары, а точно такие ж е люди — христиане, как и он...». Христианский свет освещает многие страницы произведений Толстого. Они обретают новую жизнь в практике школьного и вузов ского обучения, если души читающих наполняются этим светом. Е. В. Петровская Санкт -Петербург ПЕРЕПИСКА Л. Н. ТОЛСТОГО В ЕДИНСТВЕ ЕГО ТВОРЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В докладе на материале переписки Толстого с Т. А. Ергольской, А. А. Толстой, А. А. Фетом и Н. Н. Страховым выявляются закономер ности эпистолярного поведения и языка, общие точки переписки и художественного творчества, что позволяет выйти к некоторым основным моментам толстовского индивидуального сознания. В эпистолярном стиле Толстого внимание останавливает прежде всего тон глубокой серьезности, отсутствие украшенности, выстроен- ности, игрового начала — всего того, что обычно называют литератур ностью. Взаимоотношение литературного и внелнтературного дискур сов в переписке Толстого 1850 —70-х годов иное, чем в письмах людей времени Карамзина и Пушкина. В переписке с Т. А. Ергольской сен тиментальную фразеологию подчеркнутой чувствительности Толстой использует вовсе не в литературных целях. Говоря со своей коррес понденткой на ее языке (языке французского сентиментального ро мана конца XVIII века), он стремится установить необходимый для него прямой контакт с собеседником.Осознание условности самого жанра письма, заменяющего живое общение, не становится для него стимулом для литературной игры, превращения письма в литературу, но ведет к попыткам преодолеть эту условность. Эпистолярное слово должно установить контакт как бы помимо рациональности вербального общения: Толстой ищет «верности тона», т. е. совпадения 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=