ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

О д н о и з требований Толстого —естественность формы, простота, ыскусственность как критерии истинно прекрасного. Отсюда и его огость к стихотворчеству, в котором он часто чувствовал «сделан- ° сть», «1а facture, подыскивание рифм», которые могли подняться на Н овень, когда «техники» стиха уже не ощущаешь. К последним он б е з у с л о в н о относил Пушкина, Лермонтова, Тютчева и Фета. Другое важнейшее свойство высокого искусства, по мысли Толс­ того «кафоличность в прямом значении этого слова, т. е. всемирность»: искусство должно соединять всех людей. Два рода чувств — те, что вытекают «из сознания сыновности Богу», и «чувства самые простые — ж и тей ски е» — составляют предмет «хорошего по содержанию искус­ ства», в понимании писателя. Этому требованию всемирности в наи­ большей степени отвечает именно лирика. Общезначимое в ней, «субстанциональное» (по терминологии Гегеля), является ее родовым признаком. Высокая духовность русской лирической поэзии, воспри­ нявшей сакральные традиции древнерусской литературы, обнаружи­ вает себя уже на ранних этапах развития классического стихотворче­ ства: и в величественных «Размышлениях» Ломоносова, и в оде Державина «Бог». Выражение глубинного религиозного чувства ста­ новится ведущей линией русской поэзии XIX—начала XX в., от Ж у ­ ковского до младосимволистов. Рядом с этим просматривается и традиция народности как одного из проявлений отмеченной Толстым «житейско-простой» универсаль­ ности искусства, что составляет специфическую черту именно русской литературы: в отечественной литературно-критической мысли, начи­ ная с Белинского и Гоголя, «народность» не случайно становится ключевым понятием. И народность Пушкина, концентрированно во­ плотившего в себе «русский дух», и народность песенного творчества Кольцова, и Муза Некрасова, породнившаяся с униженной крестьян­ кой, ведут нас к эпохальной народности Толстого, с его органической способностью увидеть мир глазами мужика. Основным подходом к проблеме «Толстой и мир русской поэзии» Должно, таким образом, стать выявление генетических, типологичес­ ких связей Толстого с русскими поэтами. Одна из важнейших типо­ логических черт русской поэзии — ее глубинная философичность, нацеленная на осмысление вечных загадок бытия. Вопрос о соотно­ шении собственно «лирического» и «мыслительного», интуитивного и нравственно-дидактического в поэзии требует особого осмысления. Обращение к опыту толстовского восприятия данной проблемы, Равно как и к его художественной практике, позволяет проследить ажнейшие тенденции литературного развития России, высветить национальные черты русской художественной культуры. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=