ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
менников, его влияние на литературный процесс XX века в России, Европе и мире. Стало очевидной настоятельная потребность анализа новинок научно-методической литературы о Толстом, от качества которой в значительной степени зависит уровень преподавания литературы и изучения творчества писателя в школе и вузе. Необходимо понять, какое место занимает Л. Н. Толстой в сегодняшних школьных и вузов ских программах, учебниках и учебных пособиях, какая роль в них отводится нравственным урокам Толстого. Мы должны отчетливо осознавать, какое участие принимает вели кий гуманист, гражданин , патриот в духовном формиро вании молодежи, и помогать школе всемерно совершенствовать этот процесс. М. А. Козьмина Тула Л. Н. ТОЛСТОЙ И МИР РУССКОЙ поэзии Толстой — гений ярко выраженного эпического склада, сам не писавший стихов и даже признававшийся в нелюбви к ним. «Эпичес кий род мне становится один естественен», — записал он в дневнике 1863 г. С годами же, как может показаться на первый взгляд, он еще более обнаруживал отчуждение от способов лирического само выражения. Однако все художественное творчество Толстого содер жит яркое лирическое и — шире — поэтическое начало. Порой парадоксальные, порой резкие, но чаще взволнованно-проникно венные суждения великого писателя о тех или иных явлениях рус ской поэзии позволяют нам лучше понять сложную природу художе ственности А. Н. Толстого. Важно уяснить степень и характер влияния на Толстого поэтичес ких миров русских лириков, понять, в какой мере являлись они источником, питавшим его творчество. Наряду с этим необходимо определить и ту роль, которую играл Толстой в становлении верующих русских поэтов, его современников, включая и представителей «се ребряного века». Рассмотрение вопроса о том, что именно любил или не любил Толстой в поэзии, как он — по ходу жизни — воспринимал творчество Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Хомякова, Тютчева, Фета, Некрасова, модернистов и новокрестьянских поэтов, создает необходимый контекст для понимания многоплановости его ответа на вопрос «Что такое искусство?», высвечивает смысл тех требований, которые он к искусству предъявлял.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=