ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Г. А. Нерушенко Тула НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО Важнейшей задачей современной науки о А. Н. Толстом является всестороннее исследование роли наследия великого классика в духов­ ной жизни современного человека, и особенно подрастающего поко­ ления. Наряду с всесторонней разработкой художественных открытий писателя, его творческой лаборатории, его биографии, многогранных связей со своей эпохой исследователи самое пристальное внимание уделяют проблеме «Лев Толстой в современном мире». По-прежнему неисчерпаема тема «Толстой —художник». Все более уходя от концепции личности Л. Н. Толстого как «горячего протестанта, страстного обличителя, великого критика», современная наука отмечена обостренным интересом к произведениям писателя на религиозные и морально-этические темы, к его учению о непротивлении злу насилием, проблеме нравственного самоусовершенствования человека. Преодолевается многолетняя недооценка теоретического насле­ дия писателя. Дождалась своих исследователей и этика Л. Н. Толс­ того, о которой сложилось превратное представление как только о религиозно-моральном учении. Несомненно, что среди всех «уче­ ний» Толстого главенствует его этическое учение. Свою социологию, философию, религию, эстетику, педагогику писатель подвергал про­ верке этикой, т. е. требованиями нравственного закона и служения добру и благу людей. По-прежнему актуальной остается проблема исследования миро­ воззрения Толстого, постижения уникальности и масштабности его личности как художника и мыслителя. Назрела необходимость во всесторонних исследованиях роли Толс­ того — писателя, эстета, мыслителя — в процессе развития мировой культуры, в соотнесении с важнейшими направлениями европейской и мировой культуры, в первую очередь русской. В этой связи особенно важно уяснение проблемы «Толстой и Достоевский» без тенденции их противопоставления или чрезмерного необоснованного сближения. Постепенно создается коллективный труд многих поколений уче­ ных с условным названием «Толстой и его эпоха», в котором раск­ рываются основные аспекты его отношения к идейным течениям XIX века (декабристам, революционным демократам, славянофильст­ ву, народничеству, социалистическим теориям, анархизму), характер его многосторонних связей с литературой предшественников и совре­ 43

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=