ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Насилием он связывал с религиозной традицией. Такого ж е мнения был и Ганди. Доук так пишет по этому поводу (это отмечено Толстым): «Идея пассивного сопротивления злу присуща индийской филосо­ фии», и далее слова Ганди: «Все истинное и прекрасное, что является Моей целью, заключается в том, чтобы отвечать добром на зло». Религиозно-этические системы Толстого и Ганди — область, где Их мировоззрения наиболее сближаются. Общность взглядов двух Представителей разных народов и разных культур, сам факт такого рода преемственности подтверждают единство пути всего человече­ ства к добру. Без сомнения, у истоков движения ненасилия стоял Л. Толстой. Ганди продолжил и развил философию ненасилия русско­ го мыслителя, преломил ее через сферу реальной общественно-по­ литической жизни. Прежде всего эта сторона деятельности молодо­ го современника привлекла яснополянского мудреца. Анализ помет Л. Толстого в книге Доука убеждает нас в этом. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=