ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

феномена. Относительно тезиса «Все люди —братья» можно утверж ­ дать, что оно в силу своей явной ложности не может существенно улучшить логические характеристики принципа, т. к. известно, что из ложного положения может следовать все что угодно. К числу других противоречивых сторон рассматриваемого прин­ ципа можно отнести то обстоятельство, что на уровне конкретного поведения в критической ситуации в норме срабатывает инстинкт самосохранения, который свойственен всему живому. Любой принцип, который противоречит коренным условиям бытия, фундаментальным законам существования, не может считаться удовлетворительным. Последовательное проведение принципа непротивления злу наси­ лием вплотную подводит нас к грозной «гильотине Д. Юма», согласно которой невозможно найти логические переходы от утверждений со связкой «есть» к утверждениям со связкой «должен», которая ставит под вопрос не только принцип Л. Н. Толстого, но и всю систему морально-этического знания, построенного на данных основаниях. Таким образом, толстовский принцип непротивления злу насили­ ем можно рассматривать как индикатор комплекса противоречий, что должно побуждать к дальнейшим исследованиям системы мораль­ но-этического знания с привлечением других средств и методов. И. В. Никерина Тула ТОЛСТОЙ И ГАНДИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЯСНОПОЛЯНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ) Толстой и Ганди. Один —великий писатель и мыслитель, другой — религиозный деятель, философ и политик. Л. Н. Толстой писал о Ганди: «Он очень близкий... мне человек». Толстой мечтал увидеть свое учение осуществленным в жизни, — тем более важно, что опыт проводил­ ся в Южной Африке. «Ваша деятельность в Трансваале, — писал он Ганди, — есть дело самое центральное, самое важное из всех дел, ка­ кие делаются теперь в мире». Поэтому для Толстого книга Д. Доука «М. К. Ганди: индийский патриот в Южной Африке» показалась «в высшей степени интересной». В ней мы встречаем многочисленные пометы Толстого, отметившего, например, следующее рассуждение автора: «Русский старец, реформатор, проповедующий простоту в жизни, смелый в высказываниях... нашел верного последователя в лице Ганди». По мнению Толстого, Ганди — «религиозный, высоко­ религиозного понимания жизни» человек. Толстой ставил любовь к ближнему во главу угла своей этики. Принцип непротивления злу 39

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=