ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
феномена. Относительно тезиса «Все люди —братья» можно утверж дать, что оно в силу своей явной ложности не может существенно улучшить логические характеристики принципа, т. к. известно, что из ложного положения может следовать все что угодно. К числу других противоречивых сторон рассматриваемого прин ципа можно отнести то обстоятельство, что на уровне конкретного поведения в критической ситуации в норме срабатывает инстинкт самосохранения, который свойственен всему живому. Любой принцип, который противоречит коренным условиям бытия, фундаментальным законам существования, не может считаться удовлетворительным. Последовательное проведение принципа непротивления злу наси лием вплотную подводит нас к грозной «гильотине Д. Юма», согласно которой невозможно найти логические переходы от утверждений со связкой «есть» к утверждениям со связкой «должен», которая ставит под вопрос не только принцип Л. Н. Толстого, но и всю систему морально-этического знания, построенного на данных основаниях. Таким образом, толстовский принцип непротивления злу насили ем можно рассматривать как индикатор комплекса противоречий, что должно побуждать к дальнейшим исследованиям системы мораль но-этического знания с привлечением других средств и методов. И. В. Никерина Тула ТОЛСТОЙ И ГАНДИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЯСНОПОЛЯНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ) Толстой и Ганди. Один —великий писатель и мыслитель, другой — религиозный деятель, философ и политик. Л. Н. Толстой писал о Ганди: «Он очень близкий... мне человек». Толстой мечтал увидеть свое учение осуществленным в жизни, — тем более важно, что опыт проводил ся в Южной Африке. «Ваша деятельность в Трансваале, — писал он Ганди, — есть дело самое центральное, самое важное из всех дел, ка кие делаются теперь в мире». Поэтому для Толстого книга Д. Доука «М. К. Ганди: индийский патриот в Южной Африке» показалась «в высшей степени интересной». В ней мы встречаем многочисленные пометы Толстого, отметившего, например, следующее рассуждение автора: «Русский старец, реформатор, проповедующий простоту в жизни, смелый в высказываниях... нашел верного последователя в лице Ганди». По мнению Толстого, Ганди — «религиозный, высоко религиозного понимания жизни» человек. Толстой ставил любовь к ближнему во главу угла своей этики. Принцип непротивления злу 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=