ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
и тот факт, что область данных отношений изучается в рамках деон тической логики. Средствами логического анализа удается не только прояснить тип моральных отношений, но и исследовать внутренние структуры и скрытые противоречия. Очевидно, что толстовский прин цип непротивления злу насилием предполагает предварительный ана лиз ситуации с выделением области зла и соотношения обязанностей, которые актуализируются в данной области отношений, и собственно принятие решения, которое должно быть принципиальным, т. е. не до пускать противостояния злу силой. Парадоксальность принципа Л. Н. Толстого следует из того, что мы строим свою деятельность по схеме, отражающей понятие срав нительной обязанности: FpOF (pAq). «Пусть (q), — пишет А. А. Ивин,— обозначает действие предотвращения убийства, а (р) — некоторую грубость. Допустим, что мы обязаны предотвращать убийство (если это в наших силах) и вместе с тем обязаны не грубить. Очевидно, что обязанность Oq более настоятельна, чем обязанность 0 ~ р (т. е. Fp); убийство должно предотвращаться даже ценой грубости. Но од ним из следствий формулы (3 ) является принцип OqА0 ~ рэО~(рлч), или Oq ЛFpP(pAq), согласно которому всякое запрещение сильнее вся кой обязанности. Применительно к нашему примеру запрещение допускать грубое действие сильнее обязанности предотвращать убий ство. В ситуации, когда мы должны сделать выбор между двумя обязанностями, мы согласно этому принципу вынуждены избрать негативную обязанность, обязанность воздерживаться» (Ивин А. А. Логика норм. М.: Изд-во МГУ, 1973. С.75). Таким образом, принцип непротивления злу насилием является частным случаем парадокса сравнительной обязанности. Легко пока зать, что с содержательной этической и юридической точки зрения этот тезис является внутренне противоречивым. «Следовательно, сис темы деонтической логики, — пишет В. О. Лобовиков, — в которых может быть построен парадокс сравнительной обязанности, непри годны в качестве эффективного средства логического анализа мо ральных и правовых норм» (Лобовиков В. О. Моральная логика оценок и норм с точки зрения содержательной этики и права. Красноярск, 1984. С. 52). Ближайшими теоретическими положениями, которые детермини руют указанный принцип, являются, с с одной стороны, положение «Все люди — братья», а с другой — наличие возможной мести, т. е. путь, ведущий к умножению зла в мире. В первом ж е приближении можно отметить, что отказ от принципа непротивления злу насилием не ведет автоматически к умножению зла, т. к. существует целая система конкретно-исторических механизмов блокировки данного 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=