ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

и тот факт, что область данных отношений изучается в рамках деон­ тической логики. Средствами логического анализа удается не только прояснить тип моральных отношений, но и исследовать внутренние структуры и скрытые противоречия. Очевидно, что толстовский прин­ цип непротивления злу насилием предполагает предварительный ана­ лиз ситуации с выделением области зла и соотношения обязанностей, которые актуализируются в данной области отношений, и собственно принятие решения, которое должно быть принципиальным, т. е. не до­ пускать противостояния злу силой. Парадоксальность принципа Л. Н. Толстого следует из того, что мы строим свою деятельность по схеме, отражающей понятие срав­ нительной обязанности: FpOF (pAq). «Пусть (q), — пишет А. А. Ивин,— обозначает действие предотвращения убийства, а (р) — некоторую грубость. Допустим, что мы обязаны предотвращать убийство (если это в наших силах) и вместе с тем обязаны не грубить. Очевидно, что обязанность Oq более настоятельна, чем обязанность 0 ~ р (т. е. Fp); убийство должно предотвращаться даже ценой грубости. Но од­ ним из следствий формулы (3 ) является принцип OqА0 ~ рэО~(рлч), или Oq ЛFpP(pAq), согласно которому всякое запрещение сильнее вся­ кой обязанности. Применительно к нашему примеру запрещение допускать грубое действие сильнее обязанности предотвращать убий­ ство. В ситуации, когда мы должны сделать выбор между двумя обязанностями, мы согласно этому принципу вынуждены избрать негативную обязанность, обязанность воздерживаться» (Ивин А. А. Логика норм. М.: Изд-во МГУ, 1973. С.75). Таким образом, принцип непротивления злу насилием является частным случаем парадокса сравнительной обязанности. Легко пока­ зать, что с содержательной этической и юридической точки зрения этот тезис является внутренне противоречивым. «Следовательно, сис­ темы деонтической логики, — пишет В. О. Лобовиков, — в которых может быть построен парадокс сравнительной обязанности, непри­ годны в качестве эффективного средства логического анализа мо­ ральных и правовых норм» (Лобовиков В. О. Моральная логика оценок и норм с точки зрения содержательной этики и права. Красноярск, 1984. С. 52). Ближайшими теоретическими положениями, которые детермини­ руют указанный принцип, являются, с с одной стороны, положение «Все люди — братья», а с другой — наличие возможной мести, т. е. путь, ведущий к умножению зла в мире. В первом ж е приближении можно отметить, что отказ от принципа непротивления злу насилием не ведет автоматически к умножению зла, т. к. существует целая система конкретно-исторических механизмов блокировки данного 38

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=