ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
кабалы, распродажи земли общинников и т.д. Интересный материал дает изучение законов, составление которых объяснялось заботой о справедливости. Бог Солнца Уту (Шамаш) выступал как блюститель справедливости среди людей и демонов, а ночью — в подземном царстве мертвых. Можно найти еще указания на то, что, в отличие от получивших распространение взглядов, жителям Междуречья не были полностью чужды представления о загробном воздаянии. Так, упоминается «гора праведных решений» как место суда в царст ве мертвых. Позднее защитником обиженных считался верховный вавилонский бог Мардук. У шумеров были легенды о далекой праведной стране Дильмун, где нет горя и зла. Ее идентифицируют с современным островом Бахрейн. В вавилонской литературе одним из главных этико-философ ских вопросов был вопрос о незаслуженных страданиях и смерти человека. Известный эпический герой Гильгамеш имеет некоторые черты героя-правдоискателя. Интересно, что в России в XVII веке царь воспринимался придвор ными публицистами как источник «правды», а податные сословия выражали уверенность в своем понимании «правды» и считали царя лишь ее стражем. Похожая ситуация могла иметь место и в древности. В. К. Филатов Тула ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПА Л. Н. ТОЛСТОГО «НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ» Широкая известность творчества А. Н. Толстого в сфере социаль- но-этического знания во многом обязана его концепции непротивления злу насилием. Существующий анализ данной концепции позволяет отметить, что идея непротивления относится к числу фундаментальных положений в мировоззрении и творчестве Л. Н. Толстого, опираясь на которую, можно давать нравственные оценки совершенным поступ кам и прогнозировать нравственность характера будущих поступков. Интерес к принципу Л. Н. Толстого объясняется, с одной стороны, его привлекательностью с точки зрения внешней краткости и кажущейся ясности. С другой стороны, существует устойчивое стремление обо сновать его другими положениями, что создавало бы впечатление необходимости движения от оснований к данному принципу как итогу длительных раздумий и исследований. Принадлежность указанного принципа к сфере морально-этичес ких отношений не вызывает сомнений, как не вызывает сомнений 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=