ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Отвергнув христианскую идею личного бессмертия и воздаяния за гробом, утверждая идею духовного бессмертия, Толстой не мог не выразить своего несогласия с автором статьи. Не мог разделить Толстой и идею «равнодушия к людям» как одного из способов преодоления страха смерти. Напротив, в любви и служении людям он видел путь выхода из трагического тупика. К. С. Харитонов Тула ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЫСШЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ У Л. Н. ТОЛСТОГО И ФЕНОМЕН ПРАВДОИСКАТЕЛЬСТВА В ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА) Известно, как волновала Толстого-философа проблема справед­ ливости. Продумывая ее, Толстой обращался к мыслям мудрецов древности, в том числе к древневосточной философской и религиоз­ ной литературе. Правдоискательство — особый социокультурный и духовный феномен, исторически тесно связанный в культуре с возникновением и развитием понятия высшей справедливости. Представления о далекой «стране справедливости», прежних «вре­ менах справедливости», богах и царе как гарантах и источниках справедливости, о загробном воздаянии имели место уже в эпоху древ­ нейших цивилизаций Египта и Междуречья. Еще в Древнем царстве Египта была известна богиня Маат (Прав­ да). Ее имя входит в титулатуру фараонов, которые настойчиво подчеркивают приверженность «правде». Судьи считались ее жрецами. Боги считались владыками «правды» и любящими ее. Со времени Среднего царства защитником обиженных считался Амон. А такое понятие, как «правильное» (праведно нажитое) имущество, появляется еще раньше. Во время смут ждали царя, который восстановит «правду», а восставшие оправдывались тем, что «неправда творится». Загробный суд Осириса представлялся торжеством справедливости. Из ставших уже классическими литературных источников осо­ бенный интерес представляет «Повесть о красноречивом поселянине», изобилующая речами в защиту правды. В Междуречье, где создание единого государства и социальное развитие задержалось, царь дольше сохранял черты вождя племени, обязанного заботиться о справедливости. С этим связаны издаваемые им время от времени указы о «справедливости» — против долговой 36

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=