ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

высказывавший откровенный страх перед смертью, Толстой в отдель­ ные моменты провозглашал смерть освобождением от бессмысленного бытия. Долгие годы он будет искать защиту от неумолимого конца. «Со дня рождения положение человека таково, что его ждет неизбеж ­ ная погибель, т.е. бессмысленная смерть, если он не найдет того, чего-то одного, которое нужно для истинной ж и зни» ,— читаем мы в трактате «В чем моя вера?». Страху смерти и его преодолению посвящены многие страницы книги «О жизни», первоначально на­ званной «О жизни и смерти». Статья А. Токарского напоминала Толстому о собственных размышлениях. Автор статьи «Страх смерти» А. А. Токарский был известным московским психиатром, автором целого ряда статей по психологии и философии, В своей работе он рассматривает страх смерти как нечто инстинктивное, как «чувство неизвестности, боязнь страда­ ния, превосходящего все другие по своей силе, сожаление о потере жизни, сожаление об остающихся в живых людях, мысли об угры зе­ ниях совести и мысли о загробной жизни». Ряд утверждений автора вызвал несогласие писателя. В заключе­ ние статьи Токарский, рассматривая страх смерти с точки зрения тяжести расставания с близкими людьми, пишет: «...чувство сожале­ ния о близких, являющееся элементом и иногда единственным моти­ вом страха смерти, не только объясняет и вполне достаточно мотиви­ рует этот страх, но и делает его одним из благороднейших чувств человека. Не забота о собственном благополучии, не страх за себя и вопросы о том, как прожита была собственная жизнь и какой след человек оставил о себе в мире, но сознание необходимости своей жизни, какова бы она ни была, лежит в основании этого страха, и ничто не спасет человека от этого чувства, кроме равнодушия к людям. Это чувство, до которого не дожил юноша, и из которого часто уже выжил старик, является украшением зрелого возраста...» (выделенные слова подчеркнуты Толстым). Ряд строк в этом фрагменте Толстой подчеркивает карандашом, а на полях слева ставит 4 знака вопроса. Такое активное неприятие взгляда автора вполне объяснимо. Уже к моменту написания трактата «О жизни» Толстой пришел к выводу, что для человека, познавшего смысл жизни в исполнении высшего блага — служении нравственной истине, — смерти не суще­ ствует. Для живущего духовной жизнью «нет смерти и нет страда­ ния». Смерть страшна человеку, живущему телесной жизнью. Вопрос «о том, как прожита была собственная жизнь и какой след человек оставил о себе в мире», стал для Толстого одним из главных в его размышлениях о жизни и смерти. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=