ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Нравственная жизнь в настоящем приводит к тому, что этика становится частью онтологии, все человеческие действия, которые мы традиционно наделяем нравственными оценками, оказываются «со- стояниями бытия». Когда мы говорим о них или обозначаем их понятиями «добродетель», «порок» и т. д., они перестают быть с о б с т ­ венно нравственными, ибо переходят в область памяти или ожидания. Принимая их за подлинно нравственные состояния, человек утрачивает чувство нравственной реальности. Возрождение нравственной куль­ туры возможно только через пробуждение в человеке чувства н а с т о ­ ящего и онтологизации морали — вот то, что хотели сказать своей философией Толстой и Кришнамурти. Е. А. Гервольская Тула РОЛЬ И МЕСТО Л. Н. ТОЛСТОГО В ДУХОВНОЙ МОДЕЛИ XX ВЕКА Становление миросозерцания XX века с предшествующей ему ориентацией на светские ценности, предопределенные мировоззрени­ ем и идеологией Нового времени, обусловили ситуацию поиска нрав­ ственного и духовного авторитета. В преддверии века в русском обществе, оказавшем большое влияние на духовный климат XX сто­ летия, умы занимают проблемы морали, религии, любви, смерти, фатума, народной души, личного счастья, добра и зла вообще; формой этого чаще всего является художественность. В обществе возникает кризис веры, мировоззрения, всего личного устройства жизни, все это проявляется в основных чертах и совпадает с тем, что переживает великий художник и мыслитель Л. Н. Толстой. Его уверенность в пер­ венстве духовного над материальным, телесным, убеждение, что «жиз­ нью человечества движет рост сознания, движение религии... а не экономическая причина» распространяется и на личное существова­ ние человека. Главное в человеке —жизнь духа, направляемая боже­ ством. Дух, заключающий в себе божеское, бессмертен, человек же, живущий земной, плотской жизнью, отпал от бога, он нарушает закон естества, правды и любви, ибо бог и любовь — это одно. Все это по­ зволяет сделать вывод о том, что Л. Н. Толстой с его интеллектуальной и художественной ценностью в образованной среде и нравственным авторитетом в глазах всего русского и мирового сообщества вне зависимости от социальной ориентации оказался самым значимым и уважаемым кумиром духовной модели XX века. Соотнесение име­ ни великого русского писателя с именами Сократа, Христа дает 32

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=