ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

прошлом, настоящем и будущем, а о настоящем прошлого - п а м я - Нв ° а с т о ящ е м настоящего — непосредственном ч у в с т в е ж и з н и и на- ™ ш ем будущем — о ж и д а н и и . Идею абсолютной реальности настоя- А в гу с т и н развивал с целью обоснования некой «вечной божест- - 8 - й д е й с т в и т е л ь н о с т и » как подлинном историческом времени. 88 С овсем другое обоснование эта идея получает в философии Т о л сто го и Кришнамурти. «Жизнь в настоящем» рассматривается как источник и фундамент подлинной н р а в с т в е н н о с т и , как к р и т е р и й реальности и онтологичности нравственной жизни. С огласно Толстому, только в мгновении настоящего человек мо- ж ет сделать н р а в с т в е н н о е у с и л и е , например заставить побороть в се­ б е дурные привычки или решиться на помощь ближнему. Только в мгновении настоящего человек всегда свободен, только в настоящ ем проявляет себя «свободная божественная сила жизни». В своей этике Толстой исходит из того, что главное дело в жизни — это любовь к ближнему. А любить нельзя ни в прошлом, ни в будущем. «Любить можно только в настоящем, сейчас, сию минуту». Так же и добро можно делать только сейчас: в будущем не может быть добра, потому что будущего нет. Поэтому откладывать доброе дело — это все равно что откладывать жизнь. Эти мысли Толстого доводит до логического завершения Дж. Криш­ намурти. Все его творчество — это попытка запечатлеть настоящее, ос­ тановить мгновение, выразить состояние «активного настоящего», кото­ рое включает в себя то, что было, что будет, и то, что есть без разделения. Особенно важное значение это положение имеет для нравствен­ ной жизни. Добродетель, говорит Кришнамурти, не от прошлого и не от будущего; это состояние в настоящем, которое должно быть совер­ шенно неосознанным. В тот момент, когда вы чувствуете себя добро­ детельным, вы больше не добродетельны. Человек, стремящийся культивировать смирение, тщеславен и глуп, потому что смирение невозможно культивировать. Смире­ ние - это с о с т о я н и е бы т и я , а не добродетель. Подлинная нравственная жизнь, совершаемая в настоящем, лише­ на, по мысли Кришнамурти, нравственной рефлексии. Добродетельный человек не замечает и не осознает, что он добродетелен. В своем нравственном действии он не раздваивается на наблюдателя и наблю­ даемого, как это чаще всего происходит в нравственных отношениях м еж ду людьми. Кришнамурти приводит такой пример. Когда вы очень Разгневаны, в момент наивысшей интенсивности этого чувства нет от­ дельной сущности — наблюдаемой и пытающейся изменить наблю- по К°е ^Т° неРеФлексиРуемое состояние испытания опыта и есть, кришнамурти, «активное настоящее». 31

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=