ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
f . л е е распространенными являются представления о Витгенштей- как о позитивисте, сциентисте, ученом, интересовавшимся только Ногикой или анализом естественного языка, а не философией в соб ствен н ом смысле слова. Уже в предисловии к «Логико-философскому трактату», своему- о сн о вн ом у произведению раннего периода, Витгенштейн предупреждает, что гиперрационалистическое описание мира не является решением жи зненных проблем. По сути, Витгенштейн приходит к тому же выводу, что п о зд н ее сформулировал К. Г едель в теореме о неполноте: если система н еп р о ти во р еч и в а, то она неполна. Мир описывается через противопо ставлен и е физического (того, что может быть и должно быть сказано) эти ч еском у (тому, о чем следует молчать, что следует «делать, не спра шивая»). На один и тот же факт, говорит Витгенштейн, можно посмотреть как на физическое, так и на этическое явление. Этическая сторона философии всегда рассматривалась Витген штейном в качестве определяющего аспекта собственного мировоз зрения. Пережив во время первой мировой войны глубокий духовный кризис, философ, по-видимому, нашел из него выход в учении Льва Толстого. На войне Витгенштейн носил в ранце толстовскую транс крипцию Евангелий и всегда оценивал произведения и личность русского мыслителя и писателя однозначно высоко. Позднее стал изучать русский язык, чтобы читать в подлиннике Толстого и Досто евского. По убеждению Витгенштейна, в Европе было только два действительно религиозных мыслителя: Толстой и Достоевский. Судьбы Витгенштейна и Толстого во многом схожи: оба очень рано интеллектуально созрели, у обоих отсутствовало специальное философское образование, оба, будучи богаты, отказались от своего состояния и, будучи гениально одарены, отказались от написанного ими в молодости. Правда, Толстой был более радикален во втором пункте, тогда как Витгенштейн скорее в первом. Тема следования своему собственному учению была актуальная для обоих. В опреде ленном смысле Толстому было труднее, так как он был гораздо старше итгенштейна в момент своего духовного кризиса и обременен огром ной семьей. К тому ж е у Толстого был чисто русский психоастеничес- кии комплекс —его одолевали тревожные сомнения, правильно ли он кот1^Пдет' Жалость к близким, и отсюда те мучительные колебания, с 16 ° Н описал в пьесе «И свет во тьме светит». Витгенштейн в по в1^ко^ идентичностью выполнил то, что практически не успел Нас ои меРе осуществить его русский учитель, —четко распределил впало ТВ° М0ЖДУчленами семьи. Движение за школьную реформу со- тьянг С Чисто ТОлстовской установкой Витгенштейна — учить крес- Ких Аетей, как Толстой в Ясной Поляне. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=