ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

п е м е н н о индивидуальный и вселенскии, выражается в опыте ° f H° ви Поэтому Евангелие провозглашает прежде всего не нравст- н о е у ч е н и е или правила жизни, а саму личность Иисуса Христа, ®е Б о ж и я и Сына Человеческого, действительно бывшего, страдав- его распятого и воскресшего, открывшего перед каждым из уверо­ в авш и х в него жизнь вечную в Царствии Божием. В этом суть христианского благовестия, именуемая керигмой. В работе «В чем моя в ера?»Толстой использует прежде всего слово «верю». «Верую» почти не употребляется и не имеет того значения, которое ему придает Церковь. При этом Толстой вкладывает в слово «верю» именно тот смысл, о котором говорилось выше. Возможно, Толстой интуитивно почувствовал соответствие этого понятия тому, что он называл верой. «Я поверил в учение Христа, и вот в чем моя вера». В своей работе он подчеркивает веру в учение Христа: ведь Толстой не считал Иисуса Богом и потому не мог в него веровать. В нравственное ж е учение Евангелия нельзя веровать, можно лишь верить, что является возможным лишь в связи с верой в Личность Богочеловека. К тому ж е речь идет прежде всего о личной вере как узкоиндивидуальном отношении, без связи с вселенским. Толстой не имел того опыта встречи с Живым Богом, который порождает веру, являющуюся, по словам апостола Павла, «обличением вещей невиди­ мых и уверенностью в обещанном». Вера Толстого есть прежде всего убежденность в некоторых возвышенных нравственных принципах, антропоцентристское уче­ ние о смысле жизни и уверенность в необходимости переустройст­ ва общества в соответствии с собственным идеалом. Вера Толстого типологически иная, чем вера Церкви. Главным различием являет­ ся не то, во что верит Толстой, а то, как он верит. Однако само обращение к христианской традиции, при всем различии в интерпре­ тации, неслучайно. Н .В .Б ер к о ви ч Тула п. Н. ТОЛСТОЙ И А. Ф. КОНИ: ИСТИННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА Анатолий Фёдорович Кони (1844—1927) — выдающийся русский и ст' вся жизнь которого стала служением правовым и нравственным по еРесам русского народа. Его встречи и беседы с Л. Н. Толстым сат Гают прояснить одну из серьёзных проблем мировоззрения пи- ~ отношение к праву. Толстой утверждал, что «жить нужно 27

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=