ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
лейского происхождения (особенно морально-теологических). Чаще всего Толстой останавливается на уровне филологической критики понятий и не подвергает их теологическому исследованию с учетов исторической перспективы. Возможно, литературный гений Толстого, порождающий особое чувство слова и тонкую филологическую ин туицию, позволял ему не задаваться подобными вопросами, однако ныне это весьма затрудняет понимание и интерпретацию его религи озно-философского наследия. Современный читатель, встречающий в текстах Толстого слова «вера», «надежда», «любовь», «добро», «зло», «церковь», «догматика» и др., может предположить, что имеет дело с понятиями, значение которых тождественно принятому в церковной традиции. В подобном положении оказывался подчас и современник великого писателя, находящийся под обаянием его личности. Таким образом происходила незаметная подмена теологических понятий, приведшая к формированию в сознании определенной части общества убеждения в том, что Толстой проповедует истинное христианство, что на самом деле не является таковым. Это становится очевидным при сопоставлении толстовского и церковного понимания веры. Существует множество определений веры, однако, взятые из катехизиса, они не могут удовлетворить Толстого в силу непри ятия им любых систематических изложений догматического богосло вия. Поэтому имеет смысл обратиться к опыту Древней Церкви, ко времени, предшествующему созданию развернутой системы дог матического богословия. Одним из древнейших памятников христианской веры является текст, традиционно именуемый Апостольским Символом веры. Это ис поведание веры употреблялось в Древней Церкви при совершении таинства крещения. Употребляемый в Восточной Церкви Никео-Кон- стантинопольский Символ веры составлен на его основе. Слово «верую» в латинском тексте Символа употребляется в двух граммати ческих формах: «Credo» и «Credo in». Наиболее адекватным переводом на русский язык являются, соответственно, «верю» и «верую», которые по содержанию различны: верить можно в разные вещи, веровать — только в личного Бога. Светский человек может верить в добро, прогресс или несотворенность мира. Христианин верит подобным образом в ангелов, явления Марии, сотворение мира или второе пришествие. В тексте Символа именно так провозглашается вера в Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение плоти и жизнь вечную. В этих случаях Символ употребляет слово «верю». Но когда речь идет о вере в Воплощенного Бога, Церковь говорит «верую». Такая вера предполагает встречу человека и Бога, совершен ный образ которой явлен в Личности Богочеловека. Опыт этой встречи 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=