ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

наиболее масштабное, универсальное и всеобъемлющее духовно-пра^. тическое начало, внутренний стержень нравственно-философско, го миросозерцания. Для Толстого характерно четкое различие любви ложной и истин­ ной. Мнимая любовь, проявляющаяся как предпочтение одних существ или условий личного существования другим, а потому сугубо эгоис­ тическая по своей сути, есть представление о любви, присущее большинству людей (любовь к детям, к женщине, к науке, к отечеству и т. п.). Подобная любовь, убежден Толстой, не только лишена пози­ тивного этического смысла, бесплодна и недолговечна, но и неизбеж­ но порождает зло. Смыслом, согласно Толстому, обладает только ис­ тинная любовь, основанная на глубоко альтруистическом принципе «предпочтения других существ себе», источником которого служит сознательное отречение от призрачного блага животной личности. Обрести истинный смысл любви человек может лишь ясно осознав ее цель и предмет: необходимость любить всех людей, а в каждом человеке любить его душу, любить все живое и, наконец, любить само начало любви и добра, т. е. Бога. Любовь к Богу, или любовь к любви, ибо Бог есть любовь, служит для Толстого тем духовно-нравственным ориентиром, движение к которому в результате неизбежно соединит всех людей с Богом и друг с другом. Первоначально, считает Толстой, любовь проявляется как особое чувство, безраздельно захватывающее душу человека и обусловливаю­ щее его готовность любить всех людей, т.е. желать им добра. Любовь и есть добро. Однако чувство любви обретает нравственный смысл только тогда, когда побуждает людей действовать во благо других и основывается на самоотречении и самопожертвовании. В таком понимании любовь есть единственная разумная и истинная деятель­ ность человека, причем осуществляющаяся в настоящем, поскольку любовь в будущем невозможна и бессмысленна. Как деятельное добро, любовь, уверен Толстой, — это единствен­ ное доступное человеку истинное благо, в стремлении к которому заключается главная внутренняя цель человеческой жизни, единст­ венный источник подлинной радости, счастья и духовной свободы человека как от власти его собственных страстей, так и от внешних условий жизни, довлеющих над людьми как закон насилия. Только любовь, утверждает Толстой, способна окончательно искоренить зло и избавить людей от страха смерти. Будучи выражением подлинного смысла жизни, любовь, по мне­ нию Толстого, есть одновременно сама жизнь, истинная и бесконечная! открывающаяся человеку с пробуждением в нем разумного с о з н а н и я Здесь явно прослеживается моральный рационализм Толстого, убеЖ' 24

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=