ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

тической идее свободного воспитания, которая намного опередила свое время и не была по достоинству оценена современниками. Смысл свободного образования и воспитания — обретение человеком собст­ венной личностной сущности. Но лишь в конце XX века появилась практическая возможность реализации этой великой цели. Действен­ ным средством ее воплощения служит гуманитаризация образования, понимаемая как глобальное и всестороннее его реформирование. В настоящее время выпускники наших школ и вузов чаще всего наделены суммой сведений, которые закреплены в их памяти и в боль­ шинстве своем носят бессистемный и случайный характер. Они на долгие годы сохраняют в памяти формулу мыла, правило буравчика, глубину озера Титикака, даты Куликовской и Бородинской битв, теорему Пифагора и многие другие сведения. Но, строго говоря, эту информацию нельзя назвать не только полноценным образовани­ ем, но и знанием в подлинном смысле этого слова, ибо знание пред­ полагает обладание истиной, то есть оно включает в себя системное и всестороннее отражение мира на уровне сущности и причин про­ исходящих событий. Теоретическое решение проблем реформирования образования на пороге XXI века (а такое реформирование для нашей страны — неизбежность, если мы не хотим отстать в своем развитии навсегда) должно начинаться с выяснения смысла исходных понятий: «образо­ вание», «знание», «воспитание». Определение образования тесно связано с пониманием его смысла и конечной цели: что мы хотим получить на «выходе»? Человека, владеющего определенной суммой знаний и подготовленного к по­ ступлению в вуз, человека, владеющего навыками самостоятельного творческого мышления и умеющего учиться самостоятельно, или развитую, духовно богатую личность, готовую жить и действовать в со­ ответствии с гуманистическими правилами человеческого общежи­ тия? Очевидно, что указанные цели не должны противопоставляться, и лишь их комплексная реализация может дать желаемый результат. В науке не затихают споры о сущности понятия образования. Не вдаваясь в суть научых дискуссий, хотелось бы предложить атри­ бутивное определение высшего образования применительно к обра­ зованию педагогическому, ибо именно с его реформирования должно начинаться возрождение нашей школы. Образование —процесс обуче­ ния и воспитания студента, включающий в себя как результат следую­ щие признаки: прочные базовые знания по избранной специальности; широкая гуманитарная подготовка в области истории, культуры, эко­ номики, политологии, социологии; эрудиция в области науковедения, знания о состоянии и тенденциях развития современной науки; пси- 22

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=