ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

из главных недостатков русского православного духовенства °АнИ м т п я является незнание основ политической экономии. На ос- Н3 ЭТ э к о н о м и ч е с к о й культуры, писал он, должна быть «воздвигнута Н° Встианская политика». Только религия может обосновать социаль- ХРИ п0ЛИТику. Аполитичное отношение Сергей Булгаков называл про- Ищюхристианским. jyj^Q уСИЛИй только личного усовершенствования, н е о б х о д и м о и активное воздействие на общественные формы, «необ- хо има не только личная, но и социальная мораль, т. е. политика». П р о т и в о р е ч и е , существующее между христианством и социализ­ мом з а к л ю ч а е т с я , по Булгакову, в проблеме личности. Социализм человека обезличивает, поскольку обращается не к его душе, а к его «социальной коже», «социальным рефлексам». Христианство ж е про­ б уж д а е т личность, указывает человеку путь индивидуального внутрен­ него роста. Поэтому высшей формой личной морали должна быть заповедь любви к ближнему. Примененная в качестве критерия социальной политики, эта заповедь превращается в требование спра­ ведливого признания за каждым его прав, приводит к равенству. Средством достижения «христианского социализма» у Булгакова вы ­ ступает религиозно-нравственное совершенствование на основе хрис­ тианской любви. В этом еще один важный момент идейного влияния Льва Толстого. «Политическая свобода!.. Это совершенно не важно и не нужно. Важно нравственное усовершенствование, важна любовь, — вот, что создает братские отношения между людьми...» — считал великий гуманист. Опираясь на духовное наследие проповедников «социального христианства» — Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева, Н. ф. Федорова и др., Сергей Николаевич Булгаков «безбожному социализму» с его максимой «единым хлебом живет человек» про­ тивопоставил «вдохновение любви и социального равенства», «соци­ ализма христианского»— и с этим последним связывал чаяния о бу­ дущем отечества. Т. А. Молканова Тула ИДЕЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ У Л. Н. ТОЛСТОГО И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ д ^® ° Р ИЯ ненасилия является центральным звеном мировоззрения • • одетого, пронизывая всю систему взглядов на мир и общество педагогической теории и практике она воплотилась в гуманис- 21

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=